Права и обязанности подданных излагались, как тогда было принято, по отношению к своему государю. Отдельные права, главным образом личные, имели своей целью оградить частное лицо от произвола монарха или его чиновников. Из 15 статей данной главы 7 были посвящены личным правам и свободам: выбора и перемены места жительства, неприкосновенности личности и жилища, тайны переписки, свободы вероисповедания и т. д. Последняя в Конституции была сформулирована так: «Все японские подданные пользуются свободой вероисповедания, поскольку она совместима с обязанностями их как подданных и с общественным спокойствием и безопасностью«. При этом государственной религией Японии был синтоизм, которому, впрочем, название «религия» не совсем подходит, так как в нем отсутствует собственное нравственное учение. В основе синтоизма лежит культ предков, к которому в III в. прибавились некоторые идеи учения китайского философа Конфуция, а тремя столетиями позже — буддизма. В довершение характеристики своеобразия религиозной мысли в Японии следует указать на то, что в начале 80-х гг. прошлого века японский священник был послан в Европу, чтобы отыскать новую религию. Однако эта оригинальная идея не принесла ожидаемых результатов. Кроме того, в Японии имелось около 200 тыс. христиан — протестантов, католиков и православных. Впервые христианство проникло в страну в середине XVI в. после открытия Японии европейцами (главным образом благодаря активной деятельности португальских и испанских миссионеров). Со второй половины XIX в. активизировалась деятельность американских протестантских миссионеров. Православная церковь существует в Японии с 1861 г. благодаря миссии адмирала—дипломата Е. В. Путятина, заключившего целый ряд русско—японских торговых договоров и основавшего здесь российскую православную миссию. В Токио действует подворье Русской православной церкви. В настоящее время православная церковь Японии получила автономию от Русской православной церкви. Отмеченные выше особенности синтоистской религии в той или иной мере характерны для других вероисповеданий в Японии. Они не обошли стороной и православие. Поэтому треть верующих—православных посещают католические и протестантские церкви. Прихожане христианских церквей активно работают в сфере образования, благотворительности, социального обеспечения. Устанавливалось также, что собственность каждого японского подданного неприкосновенна. Отчуждение может иметь место лишь по соображениям общественного блага и в соответствии с положениями закона. Согласно Закону о выборах активным избирательным правом обладали японские подданные мужского пола, достигшие возраста 25 лет (пассивное избирательное право наступало с 30 лет), проживающие на территории избирательного округа не менее одного года (за исключением военнослужащих и студентов, которые были лишены избирательных прав). Для регистрации в качестве кандидата в депутаты необходимо было внести избирательный залог. Закон о выборах 1925 г. отменил имущественный ценз, так как фактически избирательное право не предоставлялось тем, кто «ведет жизнь в бедности и поэтому пользуется частной или общественной помощью«*, а также населению Кореи, Формозы (Тайваня) и других колоний. * Инако Ц. Указ. соч. С. 53.