Политическая жизнь зарубежных стран дает десятки примеров несоответствия между степенью массовости опоры политических партий и их представительством в парламентах. На парламентских выборах 1983 г. в Великобритании Консервативная партия, собрав 42,4% голосов, получила 61% мест в Палате общин; Лейбористская партия — соответственно 27,6% и 32%, а Альянс Либеральной и Социал-демократической партии — 25,4% и 4%. Таким образом, норма представительства консерваторов и лейбористов была завышена, а норма представительства Альянса занижена более чем в 6 раз. Подобные перекосы сохраняются и в наши дни. Так, на выборах 2005 г. Лейбористская партия, заручившись поддержкой 35,3% избирателей, получила в Палате общин 356 мест, а Консервативная партия, собрав 32,3% голосов избирателей, была представлена в Палате только 197 депутатами. На выборах 2010 г. консерваторы получили соответственно 37% и 307 мест, а лейбористы — 29% и 258 мест.
Обычно при мажоритарной избирательной системе относительного большинства выборы проводятся по одномандатным округам. При этом если в округе выдвинут только один кандидат, то голосование вообще не проводится, так как для его избрания достаточно одного голоса (а он может проголосовать за себя сам).
В случае же проведения выборов согласно этой системе, по многомандатным округам голосование приходит в еще большее противоречие с его результатами. Показательна в этом отношении практика избрания президентских выборщиков в США, где каждый штат посылает столько выборщиков, сколько он избирает конгрессменов. Побеждает тот список кандидатов в выборщики, который набрал в данном штате хотя бы относительное большинство голосов. Это приводит к явному искажению воли избирателей. Так, на президентских выборах 1984 г. Р. Рейган собрал 54281858 голосов и получил 525 выборщиков, а его противник от Демократической партии У. Мондейл — 37457215 голосов и 13 выборщиков. На президентских выборах 2000 г. республиканец Дж. Буш-младший получил 50456141 голос и 271 место в коллегии выборщиков; кандидат от Демократической партии А. Гор — соответственно 50996039 голосов и только 266 мест выборщиков (один из его выборщиков не принял участия в голосовании). В 2008 г. демократ Б. Обама набрал 52% голосов избирателей и 365 голосов выборщиков, а республиканец Дж. Маккейн — соответственно 47% голосов избирателей и всего 173 места в коллегии выборщиков. Диспропорция между прямыми голосами и количеством выборщиков огромная.
Третьей — достаточно редкой — разновидностью является мажоритарная система квалифицированного большинства, согласно которой кандидат должен набрать установленное в законе число голосов, отличное от абсолютного большинства. Так, кандидату на пост Президента Коста-Рики необходимо набрать 40% плюс один голос избирателей (ст. 138 Конституции).
В XIX в. началась борьба за введение более демократических избирательных систем, в итоге пропорциональные избирательные системы, позволяющие обеспечить более широкое представительство, существуют сейчас во многих зарубежных странах (Финляндия, Швейцария, Швеция, Норвегия, Австрия, Бельгия). В июле 1985 г. во Франции был принят закон, который вводил пропорциональную систему представительства для выборов в Национальное собрание. Этот закон был применен на выборах 1986 г., но Социалистическая партия потерпела поражение, и большинство перешло к правым партиям. Новое Национальное собрание отменило пропорциональную систему и восстановило старую двухтуровую мажоритарную систему.