1 New York Times. 2001. September 29.
В Пакистане в 2007 г. смещение Президентом Мушарафом председателя Верховного суда страны и еще 60 судей привело к массовым протестам и требованиям его отставки за нарушения конституционного принципа разделения властей. Подлинная независимость суда является краеугольным камнем разделения властей, и борьба за такую независимость становится важнейшим направлением развития конституционного права XXI в. Вместе с тем можно привести и пример другого рода — приговор Верховного суда Пакистана, вынесенный в июне 2012 г. о заключении под стражу премьер-министра страны в зале суда на 30 секунд. Такое решение, которое должно было привести к его отставке на основании осуждения к лишению свободы, очевидно, было политически мотивированным и далеким от подлинных начал правления права.
В современном конституционном праве большое значение имеет научное направление, называемое «конституционной экономикой». Это направление, появившееся в последние десятилетия, развивается в основном в рамках экономической науки. Однако совместное исследование проблем конституционной экономики имеет большое практическое значение не только для экономистов, но и для юристов (прежде всего специалистов по конституционному праву).
Примечательны в связи с этим слова Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина: «Одна из главных проблем современной России — явно недостаточная забота об уровне высшего образования и развитии академических исследований. В первую очередь это касается права. Страна отстает от настоятельных требований национальной экономики, нуждающейся в десятках тысяч понимающих экономические проблемы юристов и не меньшем количестве экономистов, разбирающихся в вопросах правового обеспечения.
Результатом являются плохое качество экономического законодательства, проблемы в практике его применения и в конечном итоге отставание в экономическом развитии. Обратите внимание: Китай обошел почти все передовые страны по вложениям в развитие знаний. Думается, с этим в немалой степени связаны его экономические успехи.
Буквально все стремительно развивающиеся страны — Китай, Индия, Южная Корея, — идущие по пятам за США, становятся очень конкурентоспособными. Они инвестируют в образование и профессиональное мастерство, обучая своих граждан «языкам» современной экономики (английскому, программированию и финансам). Даже европейские инвестиции в науку и образование намного отстают от этих стран.
Если в России сейчас нет денег на инновации в обучении праву и экономике, следует временно решать эти вопросы путем реструктуризации учебного процесса.
Мы не можем ждать, пока подрастет первое поколение, в котором студенты-юристы будут иметь хотя бы бытовой запас экономических знаний, а студенты-экономисты будут со школы знакомы с основными правовыми (особенно конституционными) ценностями.
Преодолеть разрыв сейчас можно только интенсивными усилиями по внедрению экономических и конституционных знаний в вузах. Поэтому для России введение в юридических и экономических вузах такого нового учебного курса, как конституционная экономика, становится критически важным» 1.