Таким образом, на протяжении более семисот лет Палата лордов неизменно обладала судебной функцией и выступала в роли уголовного сословного суда пэров (до 1948 г.), суда импичмента и высшего апелляционного суда для всех судов на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Судебная функция Палаты лордов начиная с 1948 г. осуществлялась Апелляционным комитетом Палаты, в котором был сосредоточен весь процесс апелляционного рассмотрения жалоб. Из-за нарушения принципа разделения властей, которое создавалось присутствием суда в законодательном органе — верхней палате Парламента, в 2005 г. в Великобритании был принят Акт о конституционной реформе, которым было решено прекратить деятельность Палаты лордов в качестве высшей апелляционной инстанции и передать эти функции новому Верховному суду. Верховный суд Великобритании начал работу 1 октября 2009 г. В его первый состав вошли действующие члены Апелляционного комитета Палаты лордов. Верховный суд возглавил главный лорд-судья Англии и Уэльса лорд Филлипс.
В целом полномочиями суда первой и апелляционной инстанции парламенты наделяются редко. В ряде стран парламентам предоставлено право осуществления особой квазисудебной процедуры (импичмент) по делам определенной категории должностных лиц. Импичмент впервые был применен в Англии еще тогда, когда не существовал институт парламентской ответственности министров. Юридически и сейчас Палата общин может привлечь к ответственности любого министра или другого чиновника, совершившего уголовное или политическое преступление. В этом случае приговор был бы вынесен Палатой лордов в соответствии с обвинением, сформулированным Палатой общин. В последний раз импичмент в Великобритании применялся в 1805 г.
Конституция США также предусматривает возможность привлечения к ответственности в порядке импичмента в отношении ряда федеральных должностных лиц, включая Президента. Согласно Конституции Палата представителей, играющая роль камеры придания суду, составляет обвинение в форме «статей импичмента», которое направляется Сенату для вынесения приговора. Лицо, признанное виновным в порядке импичмента, отстраняется от должности, но в дальнейшем может быть привлечено к уголовной ответственности в обычном порядке. За все время существования США процедура импичмента применялась в Сенате 19 раз, и только в девяти случаях сенаторы вынесли решение о виновности должностного лица. Сенат дважды рассматривал дела президентов — Э. Джонсона в 1868 г. и Б. Клинтона в 1999 г. И в обоих случаях они были оправданы. Значительно чаще — 15 раз — импичменту подвергались судьи. Последним из них был Т. Портеос, отрешенный от должности 8 декабря 2010 г.
Процедура импичмента с определенными дополнениями и изменениями воспринята парламентами многих стран. Так, согласно Конституции Франции 1958 г. Президент может быть привлечен к ответственности за совершение государственной измены. В этом случае обвинение предъявляется Парламентом, а дело по существу рассматривается Высокой палатой правосудия (ст. ст. 67, 68 Конституции Франции). Аналогичная процедура предусмотрена итальянской Конституцией 1947 г., согласно которой Президент может быть привлечен к ответственности за государственную измену или посягательство на Конституцию. Обвинение в этом случае предъявляется Парламентом, а приговор выносится Конституционным судом.