В целом валютная политика в начале XXI в. становится одной из важнейших составных частей конституционной экономики.
Контрольные вопросы к главе 13
1. Понятие «конституционная экономика».
2. Основные черты конституционной регламентации собственности.
3. Регламентация в конституциях вопросов налогообложения.
4. Требования, предъявляемые конституциями к бюджету.
5. Особенности конституционно-правового статуса центральных банков.
6. Критерии независимости центральных банков.
7. Механизмы экономической интеграции в федеративных государствах.
Глава 14. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
§ 1. Понятие и сущность муниципального управления
Управление на местах осуществляется двумя видами органов: органами государственной администрации и органами местного самоуправления.
Органы государственной администрации назначаются сверху и полностью подчинены центральному правительству. Они действуют в качестве агентов государственной администрации, представляют правительство, министерства, департаменты и т.п.
Управление государственными делами в административно-территориальных единицах, осуществляемое представителями центральной администрации, обычно именуется местным управлением 1. Во всех странах в административно-территориальных единицах действуют периферийные органы центральных министерств и ведомств — департаменты, отделы, управления. В странах континентальной правовой семьи, как правило, на места назначаются также представители правительства (префекты, супрефекты, бургомистры), призванные обеспечивать выполнение государственных функций и надзирать за законностью в деятельности органов местной власти.
1 Понятие местного управления может трактоваться и иначе — как деятельность местных органов по управлению территориальным развитием, что вполне соответствует концепции комплексного изучения территориальной администрации, разработанной в ООН.
Бюрократический централизм служит определяющей чертой построения и деятельности органов местного управления. Будучи инструментом центральной власти, они играют важную роль в осуществлении на местах функций государства.
В научной и учебной литературе, а также в законодательстве многих стран наряду с понятием «местное управление» используется понятие «местное самоуправление» 1.
1 Такой подход отражен в названии книги Г.В. Барабашева «Местное самоуправление», вышедшей в 1996 г.
Местным самоуправлением именуется управление делами местного значения, осуществляемое самим населением территориальной единицы, его выборными органами и их административным аппаратом.
Местное самоуправление — децентрализованная форма управления на местах. Главными признаками органов местного самоуправления являются их выборность и относительная самостоятельность в руководстве делами местного значения (наличие собственного исполнительного аппарата, материальной базы в виде муниципальной собственности, права устанавливать и взимать местные налоги, издавать нормативные акты).
До 80-х годов XX в. понятие местного самоуправления было связано прежде всего с децентрализованным управлением на местах, сложившимся в странах англосаксонской правовой семьи, и в первую очередь в Великобритании и США. Но в последние десятилетия XX в. во всех развитых западных странах выборные местные органы получили определенную самостоятельность при решении вопросов местного значения. В 1985 г. понятие местного самоуправления было определено в ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления как «право и способность местных властей в рамках закона регулировать и управлять значительной частью публичных дел, действуя под свою собственную ответственность и в интересах местного населения».