В Великобритании в соответствии с Актом о местном управлении 1999 г. территории Англии, Уэльса и Северной Ирландии делятся на графства. Англия, кроме того, разделена на восемь приблизительно равновеликих регионов — Лондон, Восточный Мидленс, Западный Мидленс, Восточная Англия, Йоркшир-Хамбер, Юго-Восток, Юго-Запад, Северо-Запад. Шесть графств в Англии и одиннадцать в Уэльсе, отличающиеся особенно высокой степенью урбанизации, имеют статус городов-графств. Территория графств Англии и Северной Ирландии подразделяется на округа: в Англии насчитывается 296, в Северной Ирландии — 26 округов. На территории Уэльса и Шотландии предусмотрено одноуровневое местное управление: в Уэльсе создаются только графства и города-графства, в Шотландии — только округа.
Могут сохраняться и традиционные единицы местного самоуправления: приходы — в Англии, общины — в Уэльсе и Шотландии.
Во всех административно-территориальных единицах, кроме мелких единиц и приходов, имеются выборные органы местного управления — советы. В малых приходах функции местного управления выполняют собрания избирателей, а в крупных приходах — избираемые собраниями советы.
Территория Большого Лондона с 1964 г. подразделяется на 32 административных района. Особую административную единицу с архаичной системой самоуправления составляет исторический центр города — Сити.
По специальным округам строится управление государственными учреждениями здравоохранения и некоторыми другими отраслями, хотя специальные округа не получили в Великобритании столь широкого распространения, как в США.
Территория Франции подразделяется на 95 департаментов 1, которые состоят из округов, последние делятся на кантоны. Департаменты охватывают низовые административно-территориальные единицы — городские и сельские коммуны (36,5 тыс.). Коммуны и департаменты рассматриваются как территориальные коллективы, имеющие свои выборные органы — советы коммун и генеральные советы департаментов. Вместе с тем департаменты служат территориальной основой для управления на местах общегосударственными делами и центрами правительственного надзора за выборными муниципальными органами. В округах и кантонах органы местного самоуправления отсутствуют. Округа являются территориальными подразделениями департамента, в рамках которых осуществляется надзор за муниципалитетами. Кантоны представляют территориальную основу для органов юстиции, полиции и для проведения выборов в генеральные советы департаментов. Париж имеет статус одновременно коммуны и департамента.
1 Кроме того, статус департаментов предоставлен некоторым заморским территориям (так называемые заморские департаменты — Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон).
Высшим звеном территориальной организации местного управления во Франции являются регионы, созданные в 1973 г. По закону о децентрализации 1982 г. регионы (их 26), подобно коммунам и департаментам, стали обладать статусом территориального коллектива, предоставляющим право на самоуправление. Регионы служат базой для планирования и проведения экономических и социальных мероприятий, значение которых выходит за рамки отдельного департамента.
Помимо указанных основных форм административно-территориальной организации, многочисленные акты об административной реформе территориальных коллективов, принятые в 1958 — 1967 гг., предусмотрели создание специальных межкоммунальных образований: синдикатов и секторов коммун, городских дистриктов или расширенных городских коммун. Синдикаты представляют собой объединения ряда коммун для совместного осуществления тех или иных общественных работ. Секторы, которые могут быть образованы на срок до 5 лет в новых или реконструируемых городах, объединяют управление общественными службами коммун, входящих в их состав. Дистрикты и расширенные городские коммуны объединяют города с прилежащими территориями.