В округах, на которые подразделяются земли в Германии, надзор за муниципальными органами осуществляют правительственные президиумы во главе с правительственным президентом, назначенным правительством земли и подчиненным Министерству внутренних дел. Надзорные функции правительственного президента хотя и не столь широки, как функции французских префектов, обеспечивают окружной администрации руководящую роль в делах местного управления.
Специфической особенностью замещения должности губернатора в Японии является выборность губернаторов. Губернатор избирается населением сроком на 4 года, причем он может и не быть членом муниципального Совета префектуры. В обязанности губернатора входит выполнение функций управления, порученных ему центральным правительством, и надзор за всеми муниципальными органами в префектуре. Губернатор вправе отменять решения Совета префектуры, назначать и смещать некоторых чиновников префектуральной администрации, налагать взыскания на мэров и сельских старост. Существенной гарантией повиновения выборных губернаторов центральному правительству является возможность их смещения распоряжением премьер-министра.
В большинстве государств существенным дополнением к административному надзору служит судебный контроль за соответствием решений муниципальных властей актам центральных органов. Обычно он осуществляется различными судебными инстанциями, например, в Великобритании — от мировых судей и судов графств до Высокого суда и Палаты лордов, причем муниципальные акты могут быть оспорены в судебном порядке по инициативе не только частных лиц, но и государственных органов. Судебные санкции против муниципалитетов включают отмену их решений, признание их ничтожными и другие меры принудительного свойства. Судебный прецедент по муниципальным делам в США, Великобритании, Канаде и некоторых других странах трактуется как один из главных источников муниципального права.
Контрольные вопросы к главе 14
1. Особенности местного самоуправления и его органов. Роль местного самоуправления в механизме государства.
2. Основные черты административно-территориального устройства зарубежных стран.
3. Система органов самоуправления на местах (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).
4. Основные функции и полномочия муниципальных органов, финансирование их деятельности.
5. Порядок формирования и особенности структуры муниципальных органов.
6. Отношения органов местного самоуправления с центральной властью.
Глава 15. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ
§ 1. Общее и особенное в конституционном развитии
постсоциалистических государств
1. Общая характеристика. Конституции постсоциалистических государств обладают рядом общих черт и закономерностей, что позволяет говорить о появлении новой, постсоциалистической модели Основного закона 1.
1 Азербайджан — Конституция от 12 ноября 1995 г.; Албания — Конституция от 21 октября 1998 г.; Армения — Конституция от 5 июня 1995 г.; Беларусь — Конституция от 24 ноября 1996 г.; Болгария — Конституция от 12 июля 1991 г.; Босния и Герцеговина — Конституция от 14 декабря 1995 г.; Венгрия — Конституция от 18 августа 1949 г.; Грузия — Конституция от 24 августа 1995 г.; Казахстан — Конституция от 30 августа 1995 г.; Киргизия — Конституция от 5 мая 1993 г.; Латвия — Конституция от 15 февраля 1922 г.; Литва — Конституция от 25 октября 1992 г.; Македония — Конституция от 17 ноября 1991 г.; Молдова — Конституция от 29 июля 1994 г.; Польша — Конституция от 2 апреля 1997 г.; Румыния — Конституция от 21 ноября 1991 г.; Словакия — Конституция от 1 сентября 1992 г.; Словения — Конституция от 28 декабря 1991 г.; Туркмения — Конституция от 18 мая 1992 г.; Узбекистан — Конституция от 8 декабря 1992 г.; Украина — Конституция от 28 июня 1996 г.; Хорватия — Конституция от 22 декабря 1990 г.; Чехия — Конституция от 16 декабря 1992 г.; Эстония — Конституция от 28 июня 1992 г.; Югославия — Конституция от 27 апреля 1992 г.