Прежде всего следует отметить, что конституции постсоциалистических государств исходят из общих начал конституционализма, таких как народный суверенитет, приоритет прав и свобод личности, правовое государство, разделение властей, представительная форма правления.
Вместе с тем в них широко использовались и традиции национальной государственности. Так, Конституция Литвы 1992 г. указывает, что правовой фундамент государства основан на Литовских статутах и предшествующих конституциях Литовской Республики. Конституция Чешской Республики 1992 г. призывает следовать «добрым традициям исторической государственности земель Короны чешской и государственности чехословацкой». В одном из постсоциалистических государств — Латвии восстановлено действие прежней Конституции (от 1922 г.), что свидетельствует не только о преемственности, но и о непрерывности конституционного развития страны.
В большей части постсоциалистических конституций создан особый конституционный механизм, препятствующий возрождению тоталитарного общества и государства. Этой цели служат конституционные нормы, которые запрещают захват государственной власти, провозглашают принцип политического плюрализма и многопартийности, не допускают создания чрезвычайных судов, подробно регламентируют не только права граждан, но и правовой механизм их защиты от произвола со стороны государства. Закрепление столь подробных норм — характерная черта конституций постсоциалистических государств, отражающая их стремление освободиться от тоталитарного прошлого.
2. Конституционные основы организации государственной власти. Практически все конституции провозглашают в качестве своей цели создание демократических, правовых, социальных и светских государств.
Демократические основы государственности раскрываются в конституционных институтах прямой и представительной демократии, при этом неизменно подчеркивается принадлежность суверенитета и верховной власти народу. Так, Конституция Венгрии устанавливает: «В Венгерской Республике вся власть принадлежит народу, который осуществляет свой суверенитет через избранных представителей, а также непосредственно» (ч. 2 ст. 2). Несколько иным образом принцип народовластия раскрыт в Конституции Чешской Республики: «Народ является источником всей государственной власти; он осуществляет ее через органы законодательной, исполнительной и судебной власти… Государственная власть служит всем гражданам и может осуществляться только в случаях, пределах и порядке, установленных законом. Каждый гражданин может делать то, что не запрещено законом, и никто не может быть принужден делать то, к чему закон не обязывает» (ст. 2).
Принцип правового государства закреплен в нормах о верховенстве и соблюдении Конституции и законов. Основной закон Болгарии гласит: «Республика Болгария является правовым государством. Управление в ней осуществляется согласно Конституции и законам страны» (ч. 2 ст. 4). Конституция Хорватии указывает: «В Республике Хорватия законы должны соответствовать Конституции, а остальные нормативные акты — Конституции и закону. Каждый должен придерживаться Конституции и закона и уважать правовой порядок Республики Хорватия» (ст. 5).
Большая часть постсоциалистических конституций провозглашает принцип социального государства, как правило, не раскрывая его содержания. Это объясняется отчасти тем обстоятельством, что авторы конституций стремились исключить любое сходство с прежними, социалистическими, основными законами, а также, по возможности, те положения, которые имели идеологический оттенок либо не обладали свойствами правовых норм.