В отдельных странах созданы особые органы, которые осуществляют надзор за конституционностью деятельности органов государственной власти. В Польше таким органом стал Государственный трибунал: он может привлечь к конституционной ответственности за нарушения Конституции или закона при исполнении должностных функций Президента Республики Польша и Председателя Совета министров, руководителей Национального банка, Верховной палаты контроля, Верховного командующего Вооруженными силами, депутатов, сенаторов, а также ряд других должностных лиц (ст. 198 Конституции Республики Польша).
К механизмам защиты постсоциалистических конституций можно отнести также усложненную процедуру принятия конституционных поправок. Как правило, изменения и дополнения вносятся в конституцию квалифицированным большинством в две трети от общего числа депутатов парламента. Нередко предусматриваются нормы об утверждении конституционных поправок на референдуме. Отдельные конституции ограничивают возможности пересмотра основных конституционных норм. Так, Конституция Украины запрещает такие конституционные изменения, которые «предусматривают упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина или если они направлены на ликвидацию независимости либо на нарушение территориальной целостности Украины» (ст. 157). Основной закон Румынии запрещает пересматривать положения, «касающиеся национального, независимого, единого и неделимого характера румынского государства, республиканской формы правления, территориальной целостности, независимости юстиции, политического плюрализма и официального языка» (ст. 148).
Более сложный порядок пересмотра основных законов, закрепленный в соответствующих нормах, обеспечивает стабильность конституционного регулирования и устойчивость конституционной системы в целом.
§ 2. Особенности форм правления
в постсоциалистических государствах
1. Общая характеристика форм правления. В основу организации государственной власти всех постсоциалистических государств положен принцип разделения властей. Например, Конституция Казахстана прямо указывает, что взаимоотношения трех ветвей власти складываются с использованием системы сдержек и противовесов (ч. 4 ст. 3). Фактически в этой Конституции доктрина разделения властей предстает в ее первоначальном варианте, при котором все власти в государстве должны действовать самостоятельно, но взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга.
Формы конституционной реализации принципа разделения властей в постсоциалистических государствах заметно различаются.
В большей части зарубежных стран СНГ преобладает президентская (например, Беларусь и Казахстан) либо «суперпрезидентская» форма правления (наиболее типичным примером в этом отношении служит Туркменистан).
В государствах Центральной и Восточной Европы в основном действует парламентарная форма правления. Некоторые элементы президентской республики присущи Польше и Румынии (они исторически ориентировались на французскую модель государственного устройства), что дает основание характеризовать их как парламентско-президентские республики. Тенденция к переходу к смешанной форме правления прослеживается также в конституционном развитии Болгарии.
2. Институт президентской власти. Следует подчеркнуть, что институт президента давно известен странам Центральной и Восточной Европы, в рамках режима народных демократий он существовал в Румынии, Чехословакии, Венгрии, Югославии. В настоящее время этот институт действует во всех постсоциалистических странах в тех формах, которые предопределены соответствующей формой правления.