В парламентских республиках президент наделен в основном представительскими функциями. Так, например, по Конституции Латвии Президент «представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей» (ст. 41). Многие свои полномочия он осуществляет с санкции Сейма. Так, он ратифицирует международные договоры и объявляет войну на основании постановления Сейма (ст. ст. 41 и 43). Президент не несет политической ответственности за свою деятельность. Все его распоряжения должны быть контрассигнованы главой правительства либо министром, которые принимают на себя всю ответственность за политические либо иные последствия его распоряжений (ст. 53). Президент Республики может поставить вопрос о роспуске Сейма. В этом случае должен быть проведен референдум. Если за роспуск Сейма проголосует большинство избирателей, проводятся новые выборы, но если большинство избирателей высказывается против роспуска Сейма, в отставку должен уйти сам Президент (ст. ст. 48, 50). В целом правовой статус Президента Латвии заметно ослаблен даже в сравнении с президентами других парламентских республик. Во многом это обусловлено тем обстоятельством, что он не только избирается, но и может быть отрешен от должности большинством голосов членов Сейма (ст. ст. 36, 51).
В тех государствах Центральной и Восточной Европы, где восприняты элементы президентской формы правления, президент в политической системе занимает совершенно иное место.
Так, Конституция Польши устанавливает, что Президент «является верховным представителем Республики Польша и гарантом непрерывности государственной власти… следит за соблюдением Конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, а также нерушимости и неделимости его территории» (ст. 126).
Во многом сходным образом закреплен общий статус Президента Румынии. По Конституции он «представляет румынское государство и является гарантом национальной независимости, единства и территориальной целостности страны… следит за соблюдением Конституции и надлежащим функционированием публичных властей. В этих целях Президент осуществляет функцию посредничества между властями государства, а также между государством и обществом» (ст. 80).
Президенты Польши, Румынии, Болгарии, ряда других государств Центральной и Восточной Европы избираются непосредственно населением, что служит дополнительным источником их властных полномочий.
Впрочем, непосредственно в самих конституциях за ними закреплен самый широкий круг полномочий. Так, Президент Румынии предлагает кандидатуру на должность премьер-министра и назначает правительство на основе вотума доверия, выраженного Парламентом. В случае реорганизации правительства или образования в нем вакансии он по предложению премьер-министра отзывает и назначает отдельных членов правительства (ст. 85). Президент Румынии может принимать участие в заседаниях правительства, при этом он председательствует на таких заседаниях (ст. 87). Он может обращаться к Парламенту с посланиями по основным проблемам политического развития страны (ст. 88). Президент может распустить Парламент, если Парламент отказывает в доверии формируемому им правительству (ст. 89). Кроме того, он наделен правом проводить референдумы (ст. 90), заключать международные договоры и представлять их на ратификацию Парламенту (ст. 91), вводить военное или чрезвычайное положение (ст. 93) и т.д.