Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Учебник — Страница 272 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Учебник

Конституции, по сути, закрепляют две модели оформления компетенции правительства. Некоторые из них ограничиваются общей констатацией, что правительство осуществляет исполнительную власть (например, в Чехии). Столь же кратко определяет компетенцию правительства Конституция Румынии: «Правительство согласно своей программе правления, одобренной Парламентом, обеспечивает реализацию внутренней и внешней политики страны и осуществляет общее руководство публичной администрацией» (ч. 1 ст. 101). В других конституциях компетенция правительства закреплена в достаточно подробной форме. Так, согласно Конституции Венгрии правительство «охраняет конституционный строй, защищает и гарантирует права граждан; обеспечивает исполнение законов; направляет работу министерств и непосредственно подчиненных ему органов, согласовывает их деятельность; посредством сотрудничества министра внутренних дел организует законный контроль за деятельностью местных самоуправлений; обеспечивает разработку социально-экономических планов, принимает меры по их осуществлению; определяет государственные задачи научного и культурного развития и обеспечивает необходимые условия для их осуществления; определяет государственную систему социального и медицинского обеспечения и заботится о материальных средствах, необходимых для ее деятельности; руководит деятельностью Вооруженных сил, полиции и органов охраны порядка; проводит необходимые мероприятия в интересах предотвращения и ликвидации последствий стихийных бедствий (в дальнейшем опасное положение), угрожающих жизни и безопасности имущества граждан, а также в интересах защиты общественного порядка и общественной безопасности; принимает участие в определении внешней политики, заключает международные договоры от имени Венгерской Республики; обеспечивает решение всех тех задач, которые закон относит к сфере его компетенции» (ст. 35).

4. Законодательная власть. Роль парламента в постсоциалистических государствах неоднозначна. В отдельных странах (преимущественно Центральной и Восточной Европы) действует традиционная модель парламентаризма: законодательная власть наделена в них не просто весомыми полномочиями, фактически она имеет статус первой власти в ряду других разделенных властей. Об этом можно судить, в частности, по тому факту, что в текстах конституций этих стран на первое место поставлены разделы, посвященные парламенту, и только затем конституции обращаются к вопросам организации и полномочий президента, правительства и судебной власти (в странах СНГ таким образом построена только Конституция Азербайджана).

Особенности этой модели парламентаризма можно раскрыть на примере Литовской Республики. Парламент Литвы — Сейм является высшим представительным и постоянно действующим законодательным органом. В его состав входит 141 депутат, избираемый на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права посредством тайного голосования. Конституция закрепляет за Сеймом широкий круг полномочий: он обсуждает и принимает поправки к Конституции; издает законы; принимает постановления о проведении референдумов; назначает выборы Президента; утверждает предусмотренные законом государственные органы, а также назначает и освобождает от должности их руководителей; одобряет кандидатуру премьер-министра, представленную Президентом; рассматривает и одобряет представленную премьер-министром программу правительства; по предложению Правительства образует или упраздняет министерства; осуществляет контроль за деятельностью правительства, может выражать недоверие премьер-министру или министру; назначает судей Конституционного суда, судей Верховного суда, а также председателей указанных судов; назначает и освобождает от должности Государственного контролера, председателя правления Банка Литвы; назначает выборы советов самоуправлений; образует Главную избирательную комиссию и вносит изменения в ее состав; утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением; устанавливает государственные налоги и другие обязательные платежи; ратифицирует и денонсирует международные договоры, рассматривает другие вопросы внешней политики; устанавливает административное деление Республики; учреждает государственные награды; издает акты об амнистии; вводит прямое правление, военное и чрезвычайное положение, объявляет мобилизацию и принимает решения об использовании Вооруженных сил (ст. 67).

Пожертвование на развитие ресурса