Не менее широкими полномочиями наделены парламенты Болгарии, Венгрии, Македонии, Словакии, Хорватии, Эстонии, ряда других государств.
Иная модель парламентаризма представлена конституциями государств — участников СНГ. Как правило, функции законодательной власти в них ограничены. Так, например, по Конституции Казахстана Парламент может издавать только те законы, которые касаются вопросов правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц; режима собственности и иных вещных прав; основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы; налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей; республиканского бюджета; вопросов судоустройства и судопроизводства; образования, здравоохранения и социального обеспечения; приватизации предприятий и их имущества; охраны окружающей среды; административно-территориального устройства Республики; обеспечения обороны и безопасности государства. Все иные отношения должны регулироваться подзаконными актами (ст. 61).
Как уже было сказано, конституции многих зарубежных государств — участников СНГ ограничивают права парламента по формированию правительства и контролю за деятельностью органов исполнительной власти.
Отдельными конституциями допускается возможность подмены представительных органов власти. Так, согласно Конституции Туркменистана Меджлис (парламент) может передать свое право на принятие законов Президенту, впрочем, делегирование не распространяется на вопросы изменения и дополнения Конституции, уголовного и административного законодательства, а также судопроизводства. Законы, изданные Президентом в порядке делегирования, должны быть утверждены Меджлисом. Помимо Меджлиса, в состав которого входят 50 депутатов, законодательная власть принадлежит Халк Маслахаты (Народному Собранию) — высшему представительному органу Республики. В состав Халк Маслахаты входят народные депутаты от каждого административного центра, представители от всех ветвей власти: Президент, депутаты Меджлиса, члены Кабинета министров, председатели Верховного суда, Высшего Хозяйственного суда, Генеральный прокурор, главы административно-территориальных образований среднего и низового звена. К компетенции Халк Маслахаты относятся рассмотрение вопросов о внесении поправок в Конституцию либо принятии новой конституции; заслушивание отчетов Президента о проделанной работе; решение вопросов о проведении референдумов; выработка рекомендаций по основным направлениям социально-экономического и общественно-политического развития страны; решение вопроса об изменении государственной границы и административно-территориальном делении Республики; ратификация и денонсация договоров о межгосударственных союзах и иных международно-правовых образованиях; объявление войны и мира; решение других вопросов, отнесенных к его ведению Конституцией и законами Республики. Работой Халк Маслахаты руководит Президент Туркменистана либо иной избираемый для этой цели член этого органа.
В заключение следует отметить, что для конституционного развития постсоциалистических государств в целом характерна тенденция к недооценке ценностей парламентаризма, что ведет к относительному снижению роли парламента.
Контрольные вопросы к главе 15
1. Основные черты постсоциалистической модели конституции.
2. Основы конституционного строя постсоциалистических государств.
3. Особенности конституционного закрепления прав и свобод личности.
4. Вопросы конституционной экономики в постсоциалистических государствах.
5. Конституционные средства обеспечения действия и защиты конституций.