Контроль парламента за деятельностью правительства в парламентарных странах: вотум доверия и вотум недоверия (парламенты Великобритании, Франции, Италии, Индии, Японии); конструктивный вотум недоверия в парламентской практике ФРГ; резолюция порицания, интерпелляция; парламентские вопросы правительству; расследовательские комитеты; омбудсманы. Формальный характер парламентского контроля за деятельностью правительства. Некоторые формы парламентского контроля за деятельностью правительства, применяемые в президентских республиках (США).
Деятельность парламентов в экономической области: принятие бюджета, контроль за его исполнением; участие парламента в экономическом планировании; контроль за государственным сектором экономики.
Внешнеполитические полномочия парламентов.
Судебные полномочия парламентов.
Парламент и парламентаризм.
Современные теории парламентаризма.
Тема 12. Правительство в зарубежных странах
Правительство: понятие и место в системе высших органов власти.
Виды правительств: однопартийное, коалиционное, правительство меньшинства, «служебное» правительство. Порядок формирования правительства и зависимость его от формы правления.
Общие и специфические черты порядка формирования правительства в парламентарной монархии (Великобритания, Япония), в дуалистической монархии, в парламентарной республике (Италия, ФРГ, Индия), в президентской республике (США), в смешанной республике (Франция).
Консультативные органы при центральных ведомствах. Роль предпринимательских организаций в принятии решений правительственными органами. Глава правительства, порядок его назначения, правовое положение и роль.
Общие и специфические черты правового положения главы правительства в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония), в дуалистических монархиях, в парламентарных республиках (Италия, ФРГ, Индия), в президентской республике (США).
Полномочия правительства в области государственного управления. Порядок деятельности правительства. Процедура принятия решений. Роль правительственных комитетов и других вспомогательных органов (исполнительный аппарат при Президенте США, комитеты Кабинета Великобритании). Руководство государственным аппаратом, осуществляемое правительством.
Полномочия правительства в области законодательства. Взаимоотношения правительства и парламента в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония), в дуалистических монархиях, в парламентарных республиках (Италия, ФРГ, Индия), в президентских республиках (США).
Регламентарная власть правительства (Франция, Италия). Соотношение регламента и закона.
Особый характер взаимоотношений правительства и парламента во Франции.
Делегированное законодательство: его сущность, виды, способы контроля за ним.
Методы и формы воздействия правительства на законодательную деятельность парламента.
Полномочия правительства в области внешней политики. Руководство Вооруженными силами и дипломатическим аппаратом.
Чрезвычайные полномочия правительства, их использование в современных условиях.
Парламентская ответственность правительства.
Теории сильной исполнительной власти.
Тема 13. Конституционный принцип разделения властей
Теория разделения властей: сущность теории, исторический смысл. Зарождение и развитие теории.
Схема разделения властей по Д. Локку.
Схема разделения властей по Ш. Монтескье.
Американский вариант разделения властей; разграничение компетенции между ветвями власти в Конституции США. Система сдержек и противовесов как основа организации и функционирования центральных органов государства США.
Тема 14. Конституционная экономика
Понятие «конституционная экономика». Этапы развития конституционной экономики.
Конституционная регламентация собственности.
Конституционные модели налогообложения. Общие требования, предъявляемые конституциями к налогообложению: закон как единственная форма введения, изменения и отмены налогов; распространение действия налогов на всю территорию государства; ограничение предоставления налоговых льгот и привилегий; отсутствие у налоговых законов обратной силы; отказ от принятия обременительных или чрезмерных налогов; защита прав налогоплательщика; включение налоговых поступлений в общий государственный бюджет; закрепление в конституциях целей налогообложения.