Контрольные вопросы к главе 3
1. Понятие «правовое положение личности».
2. Гражданство. Отличие гражданства от подданства.
3. Соотношение личности и гражданина.
4. Правосубъектность гражданина. Способы определения объема правосубъектности.
5. Основные социально-экономические права и свободы.
6. Основные политические права и свободы.
7. Личные права и свободы.
8. Виды гарантий осуществления демократических прав и свобод. Охарактеризуйте конституционные гарантии прав и свобод.
9. Концепция правового статуса человека и гражданина в Хартии основных прав Европейского союза от 7 декабря 2000 г.
Глава 4. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Под формой государства мы понимаем совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием. В науке конституционного права различают две основные формы государства — форму правления и форму государственного (территориального) устройства, которые весьма разнообразны.
Причины разнообразия форм государства многочисленны. Главнейшими из них можно назвать следующие:
1) историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется, наряду с прочим, тем, что монархия в этих государствах существовала на протяжении многих столетий;
2) исторические особенности становления национальной государственности. Например, принятие федеративной формы государственного устройства такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами;
3) национальный состав населения данной страны. Именно это обстоятельство обусловило установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия и Бельгия;
4) избрание той либо иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях монархической Великобритании (Тринидад и Тобаго, Ямайка, первоначально в Индии, Пакистане) после провозглашения независимости была установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками (Кот-д’Ивуар, Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Исламская Республика Мавритания). Иногда метрополия навязывает бывшей колонии определенную государственную форму. Так, Великобритания навязала Малайе, а затем Малайзии федеративную форму государственного устройства.
§ 1. Формы правления
Форма правления есть наиболее внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти.
Характер формы правления, существующей в данном государстве, зависит от организации верховной государственной власти, точнее, от определения правового положения одного высшего органа государственной власти — главы государства. В конечном счете различие между двумя основными формами правления — монархией и республикой — зависит от того, кто стоит во главе государства: монарх или президент, т.е. выборный глава государства или наследственный. Если глава государства выборный и сменяемый, то это республика, если глава государства наследственный, то это монархия (о некоторых исключениях из этого правила будет сказано ниже).