Существующие в настоящее время формы правления в большей степени говорят об исторической традиции, чем о сущностных характеристиках самого государства. Определяющие качественные особенности современного государства, такие как демократизм или реакционность, централизация или децентрализация и некоторые другие, не находятся в прямой зависимости от формы правления. Тем не менее форма правления существенна, так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.
Монархия представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. В Непале монарх по Конституции страны считался живым воплощением индуистского бога Вишну. По решению парламента Непала, изменившего 30 мая 2008 г. Конституцию, существовавшая 239 лет монархия была ликвидирована.
Историческим предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформировавшаяся как политическое учреждение в поздний период Средневековья. Для абсолютной монархии (самодержавия) характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха.
В настоящее время абсолютная монархия фактически сохраняется в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Омане. Хотя в этих странах (кроме Саудовской Аравии) есть конституции, но они дарованы монархами (в ОАЭ — Советом эмиров). В этих государствах вся власть исходит от монарха. Парламента как органа законодательной власти не существует. В Саудовской Аравии король вместо парламента назначает Консультативный совет, в Объединенных Арабских Эмиратах эмир назначает Национальный совет, который является совещательным учреждением.
В тех странах, где буржуазная революция осуществлялась сравнительно мирным путем, заканчивалась компромиссом между дворянством и буржуазией, абсолютная монархия эволюционировала в монархию конституционную.
Конституционная монархия подразделяется на два вида — дуалистическую и парламентарную.
Дуалистическая монархия является переходной формой правления, она характерна главным образом для тех стран, где существуют сильные пережитки феодализма. Для дуалистической монархии характерны определенные признаки, прежде всего одновременное существование двух политических учреждений — монархии и парламента, которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) наблюдается в законодательной сфере: законы принимает парламент, но акты, изданные монархом, имеют юридическую силу закона. Монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним. Парламент никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.
Дуалистическая монархия сохраняется в настоящее время в Марокко. После революционных выступлений в ряде арабских стран в 2011 г. и под давлением общественности внутри страны в систему дуалистической монархии в Марокко вносятся существенные изменения. В результате всеобщего референдума, состоявшегося 1 июля 2011 г., был одобрен проект новой конституции, согласно которому полномочия монарха ограничиваются, премьер-министр обладает правом роспуска Парламента, судебная власть становится независимой от исполнительной и законодательной ветвей власти. Монарх, по проекту новой конституции, будет назначать премьер-министром представителя победившей на парламентских выборах партии. Он лишается права в одностороннем порядке распускать Парламент. Сделать это король сможет только после консультаций с Конституционным судом, половина судей которого назначается им же.