Иной смысл вкладывается в понятие «правовое государство». В нем акцент сделан на соблюдении правовых норм, установленных самим государством.
Впрочем, отметим, что единого понимания этих терминов нет, что дало основание Председателю Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькину заметить, что они еще ждут своей доктринально-концептуальной разработки совместными усилиями юристов и философов и во взаимосвязи с реалиями XXI в. 1.
1 Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / Сост. П. Баренбойм, А. Захаров. М.: Московско-Петербургский философский клуб, 2010. С. 29.
В России более широкое распространение имеет доктрина правового государства, что обусловлено историческими причинами, прежде всего принадлежностью к системе континентального права, в рамках которой эта доктрина, собственно, и родилась. В России она стала принципом и нормой Конституции 1993 г. А это означает, что разработка доктрины и понятия правового государства, соответствующего реалиям XXI столетия, — это не благое пожелание, а настоятельная потребность.
Идеи правового государства одним из первых сформулировал знаменитый шотландский философ Дэвид Юм (1711 — 1776), чье творческое наследие, к сожалению, мало исследовано. Так, повторяя мнение И. Канта, профессор Кембриджского университета Симон Блэкбурн пишет: «Юм всегда понимался неправильно» 1. При этом сам Блэкбурн в книге «Как читать Юма», претендующей на краткий обзор основных идей шотландского философа, не упоминает о его важнейших конституционно-правовых идеях, под влиянием которых И. Кант сформулировал доктрину правового государства Rechtsstaat.
1 Blackburn S. How to Read Hume. London, 2008. P. 2.
Третий Президент США Томас Джефферсон в свое время изъял книги Юма из библиотеки Университета Вирджинии за излишний, по его мнению, консерватизм содержания. С другой стороны, четвертый Президент США Джеймс Мэдисон вдохновлялся идеями Юма, особенно при написании статьи «Федералист N 10», названной впоследствии одной из двадцати наиболее важных публикаций за всю историю страны.
И хотя шотландцы, имея довольно богатый выбор, признали Юма самым знаменитым соотечественником второго тысячелетия, отдать должное его вкладу в развитие политико-правовой мысли так и не удалось. Так, профессор Оксфордского университета Дж. Харрис в книге «Правовые философии» только 4 раза упоминает его имя на 300 страницах мелкого шрифта 1. Еще более мелким шрифтом издана 600-страничная англо-американская хрестоматия «Философия права», где идеям Юма уделено совсем немного внимания. При этом в кратком анализе профессора Ларри Мэя подчеркнут в основном вклад Юма в разработку идей преемственности публичных правовых обязательств при смене поколений 2.
1 Harris J.W. Legal Philosophies. Oxford, 2004.
2 Philosophy of Law / Ed. by Larry May and Jeff Brown. Malden, USA; Oxford, UK, 2010. P. 55 — 57.
Недостаточность такого ограниченного подхода хорошо иллюстрируют слова основателя политической экономии Адама Смита (1723 — 1790), который отмечал новизну идей Юма, называя его «наиболее знаменитым философом своего времени» 1.