1 Smith A. The Wealth of Nations. N.Y., 2003. P. 520, 997.
Примечательна следующая характеристика президента Королевского института философии Антони Квинтона, который отметил, что Юм может быть назван «Ньютоном гуманитарных наук» 1. Но и этот автор не находит, по его собственному признанию, места для изложения идей Юма по эстетике и экономике в своей небольшой книге, посвященной великому философу 2. Нам неясен этот отказ от изложения экономических, а по сути правовых и конституционно-экономических идей о взаимосвязи экономического развития и качества управления государством, свободы и безопасности личности.
1 Quinton A. Hume. N.Y., 1999. P. 10.
2 Quinton A. Op. cit. P. 10, 58.
По мнению профессора Харриса, в современном английском языке понятия «юриспруденция», «философия права» и «правовая теория» (по-русски, видимо, теория государства и права) сливаются, поэтому бороться за их строгое различие — непродуктивная задача 1. Отчасти это подтверждается и, к счастью, неудачными попытками в английской «Википедии» включить статью «Философия права» в статью под заголовком «Юриспруденция». Но что хорошо для Англии, совершенно необязательно правильно для России, которая своей философии права до середины XIX в. не имела, а возникшая в тот период мощная тенденция к ее развитию была прервана в 1917 г.
1 Harris J.W. Op. cit.
Следует отметить опять же англоязычную тенденцию выделять как основное понятие политическую философию, включая в нее философию права. Конечно, между ними нет непреодолимой границы, но современные юристы держатся в отдалении от требующей энциклопедической эрудиции философии права и фактически стали мало участвовать в ее разработке. Это облегчает поглощение философии права общим понятием «политическая философия», при этом не вполне учитываются и размываются важные правовые принципы, особенно там, где речь идет о доктринах правового государства и верховенства права.
Кроме того, иногда в философию права не в полной мере включают вопросы государства, относя их к политической теории. Даже в некоторых признанных отечественных работах по философии права ее предметом называют только познание права, а имя Юма не упоминают вообще.
Российские авторы невольно идут за англоязычными правовыми философами, которые понятие «государство» (state) используют в основном применительно к международному праву, а рассуждая о внутренней правовой системе, используют термин «government», обычно переводимый на русский как «правительство». Термин «state» используют чаще всего в юридическом «американском английском» языке в значении «правовой статус», затем — для обозначения субъектов федерации США и реже — как «государство» в нашем смысле этого слова. В связи с этим возникает непонимание при переводах, искажающее различие между доктриной российского правового государства по Конституции РФ и немецкого кантовского Rechtsstaat по Конституции Германии, с одной стороны, и англо-американской доктриной верховенства права — с другой.