Международное инвестиционное право

 

24 пункты 3 — 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 2 дек.

2) национальное законодательство — совокупность законодательных (в узком смысле) и подзаконных (в широком смысле) нормативных правовых актов. В Российской Федерации такие акты по своей юридической силе, как известно, подразделяются на:

— Конституцию Российской Федерации;

— федеральные конституционные законы;

— федеральные законы;

— указы Президента Российской Федерации;

— постановления Правительства Российской Федерации;

— нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

— законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

— муниципальные правовые акты.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности, типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела о признании недействующим нормативного правового акта полностью или в части 25 ;

 

25 пункты 9 и 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» // Российская газета. 2007. 8 дек.

3) обычай — это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (пункт 1 статьи 5 ГК РФ). Необходимым условием признания обычая источником права (обычная норма права) является санкционирование его государством. Так, возможность применения обычаев в Российской Федерации установлена в статье 5 и пункте 1 статьи 1186 ГК РФ, пункте 3 статьи 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» 26 и пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» 27 .

 

26 Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1240.

27 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3019.

В деле Asia№ Agricultural Products Limited v. Republic of Sri La№ka (ICSID Case № ARB/87/3) 28 истец — гонконгская корпорация Asia№ Agricultural Products Limited (AAPL) — заключил в 1983 г. с правительственным агентством Шри-Ланки соглашение о создании совместного предприятия Sere№dib Seafoods Ltd (SSL). 28 января 1987 г. вследствие проведения военной операции против мятежников ферма предприятия SSL была уничтожена.