Международное инвестиционное право

Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1. Понятие и формы государственного регулирования

инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности — это правовое воздействие государства на инвестиционные отношения путем принятия органами исполнительной власти индивидуальных правовых актов. Другими словами, это исполнительно-распорядительная властная деятельность, заключающаяся в принятии в отношении инвесторов различного рода правовых мер (форм) обязывающего и стимулирующего характера на основании действующих норм права. С этой точки зрения оно выражает стадию применения права и является составной частью правового регулирования инвестиционных отношений.

Как известно, система органов исполнительной власти, имеющих право принимать подобные акты, в Российской Федерации имеет три уровня — федеральный, региональный и муниципальный и включает:

1) Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти — министерства, службы и агентства, в том числе их территориальные органы;

2) правительства (администрации) и иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (министерства, департаменты, управления, комитеты, комиссии, службы, агентства, инспекции и т.д.);

3) администрации и иные исполнительные органы муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений).

Структура и компетенция органов исполнительной власти различных уровней определяются нормативными правовыми актами соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. В частности, в настоящее время структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» 288 .

 

288 СЗ РФ. 2012. № 22. Ст. 2754.

Отдельные государственные полномочия Российской Федерации могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Для этого субъектам Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета. В свою очередь региональными законами в порядке, определенном федеральным законом, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации с передачей таким органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (пункты 6 — 9 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 289 ). Кроме того, возможно также заключение соглашений между органами местного самоуправления муниципального района и входящих в его состав отдельных поселений о передаче осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов в соответствии с БК РФ (часть 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 290 ).

 

289 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2003. № 27. Ст. 2709.