1) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти 293 — Федеральной налоговой службы (ФНС), осуществляемые посредством внесения в государственные реестры (ЕГРЮЛ и ЕГРИП) сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Значение такого властного действия заключается в том, что со дня внесения соответствующей записи (государственной регистрации) юридическое лицо считается созданным (пункт 8 статьи 51 ГК РФ) и обладающим правоспособностью (пункт 3 статьи 49 ГК РФ), а гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (пункт 1 статьи 23 ГК РФ), что позволяет всем им осуществлять инвестиционную деятельность;
293 пункты 1 и 5.3.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.
2) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Она проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии — в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может выступать в качестве инвестиции или объекта инвестиционной деятельности.
29 января 2009 г. ООО «Спецмашстрой» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа УФРС по Самарской области в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 10 августа 2005 г. № 14 и об обязании ее осуществить регистрацию указанного договора. Отказ со стороны УФРС по Самарской области был мотивирован невозможностью совершения этого регистрационного действия в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок в ЕГРП и несоответствием договора аренды требованиям статьи 20 ЗК РФ, запрещающей гражданам или юридическим лицам, обладающим земельными участками на праве постоянного бессрочного пользования, распоряжаться ими, в том числе сдавать в аренду.
Арбитражные суды трех инстанций признали отказ в регистрации договора аренды незаконным. Однако с ними не согласился Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указав, что государственная регистрация возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации перехода данного права, возникших впоследствии ограничений (обременений) права или совершенной сделки с объектом недвижимого имущества. Таким образом, с учетом того, что спорный земельный участок является разграниченным, распоряжение им без предварительной регистрации права федеральной собственности является недопустимым 294 ;