Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Международное инвестиционное право — Страница 207 — Ваш юрист

Международное инвестиционное право

Глава 7. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

§ 1. Понятие и виды особых экономических зон

в Российской Федерации

Особая (специальная, свободная) экономическая зона — это часть территории государства, на которой действует льготный (преференциальный) режим осуществления предпринимательской деятельности. В зависимости от сферы применения льгот такой режим может в различном сочетании включать в себя:

1) льготный режим налогообложения, прежде всего, в отношении уплаты:

— налога на прибыль организаций;

— налога на доходы физических лиц;

2) льготный таможенный режим (как правило, режим свободной таможенной зоны), предполагающий:

— отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров;

— отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт;

— упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу;

3) льготный валютный режим, обычно устанавливающий:

— свободное обращение и конвертацию иностранной и национальной валют;

— отмену ограничений на совершение валютных операций;

4) упрощенный порядок банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

5) сохранение банковской тайны:

— о вкладах;

— о счетах;

— о банковских операциях;

6) сохранение коммерческой тайны и конфиденциальности об участниках организаций и их коммерческой деятельности;

7) отмену количественных и иных ограничений на осуществление внешнеэкономической деятельности;

8) отмену ограничений на осуществление инвестиций, в том числе:

— по доле в уставном капитале организаций;

— по обязательному приобретению местной продукции;

— по обязательному привлечению местной рабочей силы;

— по экспорту производимой продукции;

9) ускоренный и упрощенный порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности;

10) упрощенный порядок въезда, пребывания (в том числе трудоустройства) и выезда иностранных граждан;

11) единый специальный и самостоятельный орган административного управления с определенными полномочиями;

12) самостоятельный бюджет зоны;

13) предоставление государственного имущества (в частности, земельных участков, нежилых помещений, бюджетных средств) на льготных условиях;

14) запрет экспроприации иностранных инвестиций (национализации, реквизиции, конфискации и иных мер, аналогичных по своим последствиям);

15) гарантию от неблагоприятного изменения законодательства.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в деле об оспаривании постановления и.о. губернатора Самарской области от 9 августа 1999 г. № 219 «О создании особой экономической зоны на территории г. Похвистнево и Похвистневского района Самарской области» указала на необходимость использования двух признаков для квалификации ОЭЗ — определенную в административных границах территорию и особый правовой режим хозяйственной деятельности. Она также отметила, что не имеет существенного значения название этих экономических зон, и подтвердила сходство понятий СЭЗ и ОЭЗ 308 .

 

308 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 46-Г02-28 // СПС «Кодекс».

От ОЭЗ следует отличать другие используемые в законодательстве понятия. Так, ничего общего, несмотря на похожие наименования, такая зона не имеет с особой исключительной экономической зоной — морским районом, находящимся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающим к нему, с особым правовым режимом, в котором Российская Федерация осуществляет определенные суверенные права, в частности, в целях разведки, разработки, промысла и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов (пункт 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 309 ). Лечебно-оздоровительные местности, курорты и их земли, особо охраняемые природные территории, предусмотренные Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 310 и Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» 311 , хотя и представляют собой определенную территорию с особым режимом, но содержание последнего обычно заключается в запрещении или ограничении хозяйственной деятельности с целью охраны данных территорий. В то же время правовой режим в ОЭЗ иной. Он носит льготный характер и направлен на создание условий для стимулирования инвестиционной деятельности.

Пожертвование на развитие ресурса