Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в ОЭЗ на общих основаниях, за исключением портовой ОЭЗ. В последнем случае это могут лишь делать:
1) администрация морского порта, речного порта, аэропорта, федеральные государственные предприятия и открытые акционерные общества (акции которых находятся в федеральной собственности) — по обеспечению функционирования и безопасности морского порта, речного порта, аэропорта в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо управляющая компания или акционерное общество, наделенные отдельными полномочиями по управлению портовой ОЭЗ, — по обеспечению функционирования портовой ОЭЗ;
3) индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами портовой ОЭЗ, — по строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры портовой ОЭЗ и объектов инфраструктуры, создаваемых в границах земельных участков, предоставленных органом управления портовой ОЭЗ резидентам портовой ОЭЗ.
Предоставляемый резидентам ОЭЗ льготный (преференциальный) режим осуществления предпринимательской деятельности в настоящее время включает в себя:
1) льготный режим налогообложения:
— при исчислении налога на прибыль организаций:
применение специального коэффициента к основной норме амортизации основных средств, но не выше двух в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков — организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной ОЭЗ (подпункт 3 пункта 1 статьи 259.3 НК РФ);
возможность установления законами субъектов Российской Федерации пониженной налоговой ставки налога на прибыль (но не выше 13,5%), подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 284 НК РФ) 323 ;
323 См., например: Закон Алтайского края от 10 апреля 2007 г. № 21-ЗС «О ставке налога на прибыль организациям — резидентам особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Алтайского района Алтайского края» // Алтайская правда. 2007. 8 мая.
для организаций — резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, применение налоговой ставки по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% (пункт 1.2 статьи 284 НК РФ);
— освобождение от налогообложения НДС проведения работ (оказания услуг) резидентами портовой ОЭЗ (подпункт 27 пункта 3 статьи 149 НК РФ);
— освобождение от налогообложения акцизами ввоза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров, которые размещены в портовой ОЭЗ (пункт 3 статьи 183 НК РФ), а также ввоза подакцизных товаров в портовую ОЭЗ с остальной части территории Российской Федерации (подпункт 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ);
— освобождение от налогообложения налогом на имущество:
организаций — резидентов ОЭЗ, за исключением судостроительных организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента ОЭЗ, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ, используемого на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества (пункт 17 статьи 381 НК РФ);