Международное инвестиционное право

3) уведомительный порядок, при котором инвестор вправе свободно осуществлять инвестиционную деятельность, но при условии уведомления об этом государства. Уведомление в данном случае может быть предварительным либо направляться после совершения соответствующей сделки, с которой связано ведение инвестиционной деятельности.

Налоговая инспекция отказала в государственной регистрации юридического лица — ООО «Дальневосточная международная торговая ярмарка», которое было учреждено гражданином КНР Сюй Цян, сославшись на то, что в соответствии с пунктом «г» статьи 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий орган в числе других документов не были представлены выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя. Не согласившись с таким решением, гражданин КНР Сюй Цян обратился с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Амурской области.

Арбитражный суд первой инстанции признал отказ в регистрации общества не соответствующим статье 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и обязал налоговый орган произвести государственную регистрацию ООО «Дальневосточная международная торговая ярмарка». При этом он исходил из того, что данный Федеральный закон требует предоставления выписки только от иностранного юридического лица, а расширение перечня лиц, указанных в таком Федеральном законе, является неправомерным.

Кассационная инстанция пришла к выводу о том, что требование налогового органа об обязательном наличии в уставе сведений, подтверждающих право учредителя в соответствии с законодательством КНР на осуществление инвестиций на территории Российской Федерации, также не соответствует действующему законодательству, в частности Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Согласно статье 62 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Аналогичное положение содержит статья 1196 ГК РФ, в соответствии с которой иностранные граждане пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Соответственно, указанными выше федеральными законами не ограничено право иностранного гражданина на создание юридических лиц с иностранными инвестициями, в частности обществ с ограниченной ответственностью.

Вместе с тем кассационная инстанция посчитала ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что у учредителя юридического лица — иностранного гражданина отсутствовала обязанность предоставления регистрирующему органу документа, подтверждающего его право на осуществление инвестиций на территории Российской Федерации. Согласно статье 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» иностранными инвесторами являются иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства их гражданства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Основываясь на принципах равенства и обеспечения стабильности условий деятельности для всех иностранных инвесторов, закрепленных в указанном выше Федеральном законе и Конституции Российской Федерации, кассационная инстанция признала правомерным требование регистрирующего органа о предоставлении иностранными гражданами, выступающими в качестве иностранных инвесторов, документов, подтверждающих их гражданскую правоспособность и дееспособность, которая определяется в соответствии с законодательством государства их гражданства, а также право в соответствии с законодательством этого государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Поскольку в материалах дела указанные документы отсутствовали, решение Арбитражного суда Амурской области в части возложения на налоговую инспекцию обязанности по регистрации ООО «Дальневосточная международная торговая ярмарка» было отменено 363 .