Международное инвестиционное право

 

363 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 октября 2003 г. по делу № Ф03-А04/03-2/2026 .

В Российской Федерации иностранные инвесторы по общему правилу имеют право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

В феврале 1993 г. учредитель совместного российско-германского предприятия «Мабет-Интер» — немецкая фирма «Беккер ГМбх» перечислила на валютный счет совместного предприятия 40930,5 немецких марок в качестве вклада в его имущество с целью извлечения дохода и получения права для участия в управлении предприятием. Решением Средне-Волжского регионального центра Федеральной службы Российской Федерации по валютному и экспортному контролю от 27 сентября 1999 г. № 2090199/00078 к данному предприятию были применены штрафные санкции в сумме 40930,5 немецких марок за осуществление валютной операции, связанной с движением капитала, при отсутствии лицензии Центрального Банка Российской Федерации. Однако Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, сославшись на статью 4 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР», заключил, что иностранные инвестиции на территории Российской Федерации могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные законодательством; внесение в имущество предприятия 40930,5 немецких марок не является валютной операцией, и потому основания для применения административной ответственности в данном деле отсутствовали 364 .

 

364 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 сентября 2000 г. № А55-5578/2000-17 .

Вместе с тем действующим законодательством предусмотрен и ряд исключений. Так, в отношении иностранных инвесторов действуют изъятия ограничительного характера при участии таких лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами. Согласно Федеральному закону от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»:

1) иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их контролем организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации, не вправе совершать сделки, иные действия, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершать сделки, предусматривающие приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества, которое относится к основным производственным средствам таких хозяйственных обществ и стоимость которого составляет 25% и более определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 2 статьи 2);