Международное инвестиционное право

ООО «КОРЕС ИНВЕСТ» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительными договоров от 10 октября 2008 г. купли-продажи обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «ТГК-2», заключенных данным обществом с компанией «Клирстрим Бэнкинг С.А.» и компанией «Дойче Банк Акциенгезелльшафт».

Арбитражные суды трех инстанций установили, что ОАО «ТГК-2» было создано на территории Российской Федерации, осуществляет деятельность, указанную в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и тем самым является хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Они также признали, что ООО «КОРЕС ИНВЕСТ», с учетом корпоративных связей, входит в одну группу лиц с иностранными компаниями — компанией «Дайвент Энтерпрайзес Лимитед» и компанией «Рустенбург Ко Лимитед», созданными и зарегистрированными в Республике Кипр.

В силу прямого указания части 1 статьи 15 вышеназванного Федерального закона сделки, предусмотренные в статье 7 такого Федерального закона, совершенные с нарушением его требований, ничтожны. Поскольку в данном случае при заключении сделок купли-продажи акций разрешение уполномоченного органа на приобретение истцом акций в количестве, влекущем за собой установление контроля над ОАО «ТГК-2», отсутствовало, арбитражные суды сделали вывод о ничтожности договоров купли-продажи акций, заключенных между истцом и ответчиками 368 .

 

368 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 мая 2010 г. по делу № А40-58081/09-83-445 .

Другое требование касается создания филиала, открытия представительства иностранного юридического лица и прекращения их деятельности в Российской Федерации, в отношении которых предусмотрен государственный контроль посредством аккредитации (статья 21 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Она проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — Федеральной налоговой службой 369 — в соответствии с установленным порядком.

 

369 пункт 5.3.11 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961; 2014. № 51. Ст. 7456.

В действующем законодательстве установлены и иные ограничения для иностранных инвесторов, в частности: запрет обладать определенными земельными участками на праве собственности (пункт 3 статьи 15, пункт 4 статьи 39.4 ЗК РФ, статья 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» 370 , пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» 371 ); дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных и страховых организаций с иностранными инвестициями, филиалов иностранных банков и страховщиков (статья 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ), пункты 3 и 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»); запрет на учреждение и приобретение акций (долей) учредителей телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм, организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более половины субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации, повлекшее появление в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия 50% и более (статья 19.1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» 372 ) и т.д.