Глава 9. ЗАЩИТА ПРАВ ИНВЕСТОРОВ И
ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СПОРОВ
§ 1. Виды инвестиционных споров и порядок их разрешения
Связанные с осуществлением инвестиционной деятельности правовые споры (инвестиционные споры) многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектному составу, характеру отношений, подлежащему применению праву, компетентному органу, порядку разрешения споров и т.д., которые характеризуют с разных сторон две группы принципиально отличных друг от друга инвестиционных споров, а именно:
1) споры между принимающим государством и государством инвестора или международной организацией, возникающие из международных правоотношений, носящие международный (межгосударственный) характер и разрешаемые на основании норм международного публичного права в рамках международной правовой системы;
2) споры между иностранным инвестором и иным физическим или юридическими лицом либо принимающим государством, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, осложненных иностранным элементом, носящие транснациональный характер и разрешаемые государственными судами и арбитражами на основании норм права, относящихся к разным системам права, в рамках национальной правовой системы.
Первая группа инвестиционных споров относится к межгосударственным (международно-правовым) и обычно связана с реализацией государством иностранного инвестора своего права на дипломатическую защиту. Последнее основано на признании причинения вреда гражданину (или юридическому лицу) причинением вреда государству, гражданином которого он является, и осуществляется государством по его политическому усмотрению, как правило, тогда, когда его граждане и юридические лица не в состоянии защитить свои права и интересы в судах принимающего государства, т.е. когда последнее нарушает нормы международного публичного права, в частности, в таких случаях, как:
1) принятие законодательства, имеющего дискриминационный характер по отношению к иностранным лицам;
2) проведение экспроприации без выплаты компенсации;
3) иное нарушение положений двустороннего международного договора о поощрении и взаимной защите капиталовложений 406 и др.
406 Peter W. Arbitratio№ a№d Re№egotiatio№ of I№ter№atio№al I№vestme№t Agreeme№ts. The Hague; Bosto№; Lo№do№, 1995. P. 146, 147, 329, 330.
В деле Barcelo№a Tractio№, Light a№d Power Compa№y Limited Case (Belgium v. Spai№) 407 Бельгия обратилась в Международный суд ООН в защиту бельгийских лиц — акционеров компании Barcelo№a Tractio№, Light a№d Power Compa№y Limited, инкорпорированной в Канаде, которым был причинен ущерб незаконными действиями властей Испании. Суд посчитал, что право на дипломатическую защиту принадлежит прежде всего Канаде, так как национальность компании, которой был причинен ущерб в Испании, является канадской, а не бельгийской. В итоге в иске было отказано. Однако было отмечено, что это не лишает Канаду права обратиться за дипломатической защитой своей компании Barcelo№a Tractio№, Light a№d Power Compa№y Limited.
407 Цит. по: Litka M. I№ter№atio№al Dime№sio№s of the Legal E№viro№me№t of Busi№ess. Bosto№, 1988. P. 34 — 37.
Вместе с тем не вызывает сомнения то, что первоначально возникший спор носит частноправовой характер и не должен разрешаться на межгосударственном уровне, т.е. превращаться в международно-правовой. Всегда существует возможность обратиться к международным коммерческим арбитражам, если есть сомнения в беспристрастном и справедливом рассмотрении дела судами принимающего государства. На это делает акцент Вашингтонская конвенция, которая в статье 27 предусматривает, что ни одно государство — участник Вашингтонской конвенции не предоставляет дипломатической защиты и не предъявляет международного иска в отношении спора, который одно из его физических или юридических лиц и другое договаривающееся государство согласились передать или передали на арбитраж на основании Вашингтонской конвенции, кроме случая, когда другое такое договаривающееся государство не соблюдает или не выполняет арбитражное решение, вынесенное по данному спору.