Международное инвестиционное право

Решение иностранного суда или иностранное арбитражное решение может быть предъявлено к принудительному исполнению в срок, не превышающий трех лет со дня вступления его в законную силу. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству взыскателя (часть 3 статьи 409 ГПК РФ, часть 2 статьи 246 АПК РФ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях мирового экономического кризиса и необходимости усиления инвестиционной активности на международном и национальном уровнях действующее инвестиционное право требует дальнейшего своего совершенствования путем принятия качественно новых норм международного и национального права, таких, которые обеспечивали бы более детальную правовую регламентацию инвестиционных отношений на основе баланса частных и публичных интересов и отражали как основные тенденции развития экономики, так и сложившуюся практику. Для этого, с одной стороны, следует продолжить создание с использованием преимущественно гражданско-правовых средств благоприятных условий для инвестирования, направленных на реализацию свободы инвестиционной деятельности, юридического равенства и автономии воли инвесторов, а с другой стороны, установить дополнительные требования и ограничения для инвесторов с целью защиты интересов принимающего государства и иных участников инвестиционных правоотношений.

Российская Федерация не должна оставаться в стороне от происходящих в мире процессов глобализации и повышения роли международного права в регулировании внешнеэкономической деятельности, а также формирования норм права иными, помимо государств, субъектами. В этой связи представляется необходимым продолжить работу по дальнейшей международно-правовой унификации, предусматривающей в перспективе принятие на основе Вашингтонской и Сеульской конвенций многостороннего международного договора, а в рамках формируемого Россией, Беларусью и Казахстаном ЕАЭС — детализацию отдельных положений Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (приложение № 16 к Договору о ЕАЭС). Они должны, в частности, касаться:

1) установления единого порядка осуществления инвестиционной деятельности иностранными лицами — национального режима, который в то же время должен предусматривать возможность изъятий, применяемых в целях защиты жизни и здоровья людей, окружающей среды, трудовых стандартов и национальной безопасности принимающего государства;

2) обеспечения свободы осуществления инвестиционной деятельности, стабильности правовых условий ее ведения, открытости и доступности информации об инвестиционном законодательстве и иных источниках права принимающего государства для инвесторов;

3) предоставления международно-правовых гарантий в первую очередь тем иностранным инвесторам, которые осуществляют капиталовложения в соответствии с национальным законодательством, причем с учетом установленных приоритетов, и тем самым вносят вклад в социально-экономическое развитие принимающего государства;

4) использования дополнительных наряду с гражданством и местом инкорпорации критериев для квалификации инвестиций в качестве иностранных;

5) ограничения в ряде случаев автономии воли сторон к правам и обязанностям по инвестиционному договору с обязательным применением сверхимперативных норм национального права принимающего государства;

6) установления возможности пересмотра в одностороннем порядке ранее заключенного между принимающим государством и иностранным инвестором инвестиционного договора по инициативе первого, но при условии возмещения убытков (выплаты компенсации) второму;