Международное инвестиционное право

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ) 161 .

 

161 Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 74-АПГ12-9 // .

Вступление инвестора в публично-правовые инвестиционные отношения всегда обусловливается уже возникшим или будущим гражданским правоотношением по инвестированию и осуществляется на основании различных юридических фактов. Это может быть, к примеру, обращение инвесторов в Федеральную антимонопольную службу для получения предварительного согласия (согласования) на заключение сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций в случаях, предусмотренных статьей 28 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

До момента вложения инвестиций инвестору может потребоваться получить специальное разрешение (лицензию) в соответствии с Федеральными законами от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ) 162 и другими законодательными актами, зарегистрировать согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права собственности на объект недвижимого имущества, который будет выступать в качестве инвестиции, пройти аккредитацию филиала иностранного юридического лица (пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации») и т.д.

 

162 Ведомости РФ. 1992. № 16. Ст. 834; СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

Фактическое вложение физическим или юридическим лицом инвестиций приводит к появлению различных объектов налогообложения (реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доходы и др.), с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате соответствующих налогов. Наряду с ними, в сфере административного и финансового права принимаются различного рода индивидуальные правовые акты субъектов исполнительной власти, которые порождают и главным образом определяют содержание тех или иных административных и финансовых правоотношений.

Кроме того, в связи с осуществлением инвестиционной деятельности иностранным физическим и юридическим лицом в рамках международной правовой системы могут возникать межгосударственные (международные публичные) правоотношения. Их участниками являются государства и иные субъекты международного публичного права. Юридико-фактологическим основанием для этого выступает в первую очередь нарушение принимающим государством норм международного права, например: принятие им законодательства, имеющего дискриминационный характер по отношению к иностранным лицам; проведение экспроприации без выплаты компенсации; нарушение положений двустороннего международного договора и т.п. 163 . Считается, что причинение вреда гражданину или юридическому лицу иностранного государства представляет собой причинение вреда и такому государству, в результате чего иностранное государство прибегает к принадлежащему ему праву на дипломатическую защиту своих инвесторов, которое оно реализует по своему политическому усмотрению, как правило, тогда, когда его граждане и юридические лица не в состоянии защитить свои права и интересы в судах принимающего государства.