Объектом договора лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, за исключением земельных участков и других природных объектов, а также имущества, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения.
Конкурсный управляющий коммерческим банком «Диалог-Оптим» (ООО), полагая, что им как лизингополучателем надлежащим образом были исполнены обязательства по договору лизинга от 5 августа 2003 г., обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО «Арт-Криз-Колектор» об обязании его исполнить условия такого договора, а именно передать по акту приема-передачи имущество (объект лизинга), представляющее собой банковский офис общей площадью 561,2 кв. м, расположенный на земельном участке общей площадью 612,6 кв. м по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Пионерская, д. 9, и зарегистрировать переход права собственности на названное имущество в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что согласно статье 666 ГК РФ и статье 3 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» земельные участки не могут являться объектом договора лизинга. В то же время пункт 4 статьи 35 ЗК РФ содержит запрет на отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. Тем самым законодательством установлен принцип единства юридической судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения, сооружения. Последние могут являться объектом договора лизинга и переходить в собственность лизингополучателя на условиях, предусмотренных соглашением сторон, но без включения земельного участка в качестве составной части такого недвижимого имущества. При этом в данном случае следует руководствоваться положениями статьи 273 ГК РФ, предусматривающей переход права собственности на земельный участок к приобретателю здания (сооружения), либо договором между собственником земельного участка и лизингополучателем. Иное толкование означало бы запрет на переход права собственности на объект лизинга к лизингополучателю, который может быть установлен только федеральным законом.
Таким образом, взаимосвязанное толкование статьи 666 ГК РФ и статьи 3 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» позволяет сделать вывод о том, что лизинговым имуществом не могут быть только земельные участки, являющиеся самостоятельным объектом договора лизинга. При этом содержащийся в указанных нормах запрет не распространяется на случаи, когда объектом лизинга выступает здание (сооружение), предприятие или иной имущественный комплекс 183 .
183 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2008 г. № 4904/08 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2008. № 12. С. 157 — 161.