Такой подход, на наш взгляд, не отвечает сущности рассматриваемого договора. Несмотря на то что концессионное соглашение, действительно, содержит элементы различных гражданских договоров, предусмотренных ГК РФ, в первую очередь аренды и строительного подряда, их объединение в одном договоре не является механическим, а напротив, создает особенности (в частности, в отношении предмета, цены и срока договора, распределения риска между сторонами и других условий), которые отличают концессионное соглашение от известных видов гражданских договоров, и придает ему новое качество. Как следствие, оно должно рассматриваться как самостоятельный договор, к которому следует применять наряду с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» общие положения ГК РФ о договорах, а не специальные его правила об аренде или подряде.
Сторонами соглашения обычно являются:
1) концедент, в качестве которого выступает публично-правовое образование. Это может быть:
— Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти;
— субъект Российской Федерации, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
— муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.
Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными концедентом в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными муниципальными правовыми актами органами и юридическими лицами, и концедент должен известить концессионера о таких органах, лицах и об осуществляемых ими правах и обязанностях. К примеру, полномочия концедента вправе осуществлять государственная компания «Российские автомобильные дороги», созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 223 ;
223 СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3582.
2) концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
Предметом концессионного соглашения являются создание и (или) реконструкция объекта концессионного соглашения, в качестве которого выступает недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. К ним относятся:
1) автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, т.е. объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса;
2) объекты железнодорожного транспорта;
3) объекты трубопроводного транспорта;
4) морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;