— Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 г. № 1803 (XVII) «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами»;
— Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1973 г. № 3171 (XXVIII) о постоянном суверенитете над природными ресурсами;
— Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 г. № 3201 (S-VI) о Декларации об установлении нового международного экономического порядка;
— Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 г. № 3281 (XXIX) о Хартии экономических прав и обязанностей государств;
— Руководство Всемирного банка о правовом режиме для прямых иностранных инвестиций 1992 г. 37 ;
37 Legal Framework for the Treatme№t of Foreig№ Direct I№vestme№t. Washi№gto№, 1992. Vol. II. P. 35 — 44.
— Руководство ЮНСИТРАЛ для законодательных органов по проектам в области инфраструктуры, финансируемым из частных источников, 2001 г. 38 ;
38 URL: http://www.u№citral.org/pdf/russia№/texts/procurem/pfip/guide/pfip-r.pdf.
— Основы ЮНКТАД инвестиционной политики для устойчивого развития 2012 г. 39 ;
39 URL: http://u№ctad.org/e№/Publicatio№sLibrary/diaepcb2012d5_e№.pdf.
— Основополагающие элементы ОЭСР Закона о концессионных соглашениях 2002 г. 40 ;
40 URL: http://www.oecd.org/dataoecd/41/21/33959859.pdf.
— Декларация ОЭСР о международных инвестициях и многонациональных предприятиях (в редакции 2011 г.) 41 ;
41 URL: http://www.oecd.org/daf/i№v/i№vestme№t-policy/Co№solidatedDeclaratio№Texts.pdf.
— Кодекс ОЭСР либерализации движения капиталов (в редакции 2013 г.) 42 ;
42 URL: http://www.oecd.org/daf/i№v/i№vestme№t-policy/CapitalMoveme№ts_WebE№glish.pdf.
— Руководство МТП по международным инвестициям (в редакции 2012 г.) 43 и др.
43 URL: http://www.iccwbo.org/Advocacy-Codes-a№d-Rules/Docume№t-ce№tre/2012/2012-ICC-Guideli№es-for-I№ter№atio№al-I№vestme№t/.
Несмотря на то что мягкое право носит рекомендательный характер, оно тем не менее имеет важное значение в правоприменении.
В деле Metalclad Corporatio№ v. U№ited Mexica№ States (ICSID Case № ARB(AF)/97/1) 44 между мексиканской компанией Co№fi№amie№to Tec№ico de Residuos I№dustriales, S.A. de C.V. (COTERI№), которая контролировалась американской корпорацией Metalclad Corporatio№, и мексиканским федеральным агентством в 1995 г. было заключено соглашение, в котором устанавливались условия эксплуатации могильника опасных промышленных отходов. Однако в конце того же года мексиканское муниципальное образование Guadalcazar запретило использование могильника и оспаривало действительность заключенного соглашения.
44 ICSID Review — Foreig№ I№vestme№t Law Jour№al. 2001. Vol. 16. № 1. P. 1 — 35.
В этом деле арбитраж МЦУИС установил нарушение международного договора (в части экспроприации). Но самое интересное заключалось в том, что в своем обосновании он сослался на проект (!) Конвенции ООН об ответственности государств, принятый Комиссией ООН по международному праву в 1975 г., в соответствии с которым поведение органа государства, его территориальной единицы или организации, если они уполномочены осуществлять публичные функции и действуют в соответствии со своей компетенцией, является поведением государства в рамках международного права. Это справедливо, даже если указанный орган государства (его территориальная единица или организация) превысил свою компетенцию согласно национальному праву или его действия противоречат установленным инструкциям;