3) общие условия и правила, кодексы поведения, типовые контракты, руководства и рекомендации по заключению договоров и иные правила, широко применяемые во внешнеэкономической деятельности и не относящиеся к нормам международного и национального права. Они обычно формируются самими участниками предпринимательского оборота, отражают сложившуюся практику в той или иной области деятельности и разрабатываются различными международными (правительственными и неправительственными) организациями, в частности, Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК), Международной торговой палатой (МТП).
Такие правила носят рекомендательный характер и в этой связи имеют общие черты с мягким правом. Обязательными для участников гражданских отношений они становятся лишь в случае принятия соответствующих национальных законов или по соглашению между ними, в частности, посредством отсылки на данные правила (условия) в тексте договора. В последнем случае они выступают составной частью заключенного договора.
Среди данных регуляторов инвестиционных отношений следует особо выделить:
— Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА (в редакции 2010 г.);
— Принципы европейского контрактного права (в редакции 2002 г.);
— Руководство МТП по международным инвестициям (в редакции 2012 г.) и т.д.
Эти и другие подобные положения входят в состав lex mercatoria — совокупность правил поведения, применяемых в международном предпринимательском обороте и не относящихся к нормам национального права. Несмотря на то что концепция lex mercatoria носит дискуссионный характер и пока не нашла в большинстве своем признания в отечественной и зарубежной юридической науке, данные нормы в международной арбитражной практике уже давно применяются для разрешения внешнеэкономических споров.
Французская компания Ugilor, которая впоследствии была реорганизована в компанию №orsolor S.A. (ответчик), заключила с турецкой компанией Pabalk Ticaret Limited Sirketi (Pabalk) агентское соглашение, в силу которого турецкая компания Pabalk имело право на вознаграждение за поставку определенной продукции турецкой компании Aksa. Между компаниями Ugilor и Aksa возникли разногласия, вследствие чего агентское соглашение между компаниями Ugilor и Pabalk было прекращено. Турецкая компания Pabalk обратилась в арбитраж МТП с иском о выплате комиссии и причиненных убытков.
В этом деле возник спор о применимом праве. Арбитраж МТП отметил, что, с одной стороны, законодательство европейских стран в целом устанавливает в качестве применимого права право страны, где имело место исполнение агентского соглашения, т.е. право страны Турции. Однако это общее правило, которое имеет исключения при соответствующих обстоятельствах. С другой стороны, выбор турецкого права не учитывает интересы третьих лиц. В частности, компания Pabalk взяла на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), и в этой связи право страны принципала (право Франции) является наиболее подходящим, поскольку позволяет принципалу осуществлять контроль за деятельностью подобных агентов. Столкнувшись с выбором применимого права, арбитраж МТП в решении от 26 октября 1979 г. посчитал целесообразным отступить от правопорядков определенных государств и выбрать lex mercatoria к международному контракту 45 .