Другой пример — соглашение, заключенное в 1957 г. между Правительством Ямайки и американской компанией Kaiser Bauxite Compa№y в отношении оборудования по добыче бокситов. Оно содержало положение «№o further tax», в соответствии с которым Правительство Ямайки обязывалось не устанавливать дополнительные платежи и налоги, которые не были закреплены в соглашении 259 .
259 дело Kaiser Bauxite Compa№y v. the Gover№me№t of Jamaica (ICSID Case № ARB/81/1).
В деле AGIP Spa v. the Gover№me№t of the People’s Republic of the Co№go (ICSID Case № ARB/77/1) 260 итальянская корпорация AGIP Spa в 1968 г. учредила в Конго компанию AGIP (Brazzaville) SpA по распределению нефти. В 1974 г. Правительство Конго национализировало всю промышленность по распределению нефти в Конго, за исключением данной компании. Спустя 10 дней оно заключило с компанией соглашение о передаче Правительству Конго 50% акций компании, которое предусматривало, что государство не предпримет действий, направленных на одностороннее изменение правового статуса компании.
260 ICSID Reports. Cambridge, 1993. Vol. 1. P. 306 — 309.
Арбитраж МЦУИС установил, что государство, включив данную оговорку в соглашение, не нарушило Конституцию Конго, которая содержит требование об осуществлении национализации в публичных целях. Сама стабилизационная оговорка не нарушает суверенитета Конго. Она просто не позволяет государству совершать отдельные действия публично-правового характера против другой стороны в соглашении.
В Российской Федерации гарантия от неблагоприятного изменения законодательства закреплена, к примеру:
— в статье 18 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;
— статье 15 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
— статье 9 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
— статье 38 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
— частях 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
— статье 16 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Они обычно устанавливают, что в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации либо в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации вносятся изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора по реализации инвестиционного проекта на территории Российской Федерации либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении вложения инвестиций на ее территории по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими на день начала финансирования инвестиционного проекта, то такие акты не применяются в течение срока окупаемости проекта.