Глава 7. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ
§ 1. Понятие и виды особых экономических зон
в Российской Федерации
Особая (специальная, свободная) экономическая зона — это часть территории государства, на которой действует льготный (преференциальный) режим осуществления предпринимательской деятельности. В зависимости от сферы применения льгот такой режим может в различном сочетании включать в себя:
1) льготный режим налогообложения, прежде всего, в отношении уплаты:
— налога на прибыль организаций;
— налога на доходы физических лиц;
2) льготный таможенный режим (как правило, режим свободной таможенной зоны), предполагающий:
— отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров;
— отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт;
— упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу;
3) льготный валютный режим, обычно устанавливающий:
— свободное обращение и конвертацию иностранной и национальной валют;
— отмену ограничений на совершение валютных операций;
4) упрощенный порядок банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;
5) сохранение банковской тайны:
— о вкладах;
— о счетах;
— о банковских операциях;
6) сохранение коммерческой тайны и конфиденциальности об участниках организаций и их коммерческой деятельности;
7) отмену количественных и иных ограничений на осуществление внешнеэкономической деятельности;
8) отмену ограничений на осуществление инвестиций, в том числе:
— по доле в уставном капитале организаций;
— по обязательному приобретению местной продукции;
— по обязательному привлечению местной рабочей силы;
— по экспорту производимой продукции;
9) ускоренный и упрощенный порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей для осуществления предпринимательской деятельности;
10) упрощенный порядок въезда, пребывания (в том числе трудоустройства) и выезда иностранных граждан;
11) единый специальный и самостоятельный орган административного управления с определенными полномочиями;
12) самостоятельный бюджет зоны;
13) предоставление государственного имущества (в частности, земельных участков, нежилых помещений, бюджетных средств) на льготных условиях;
14) запрет экспроприации иностранных инвестиций (национализации, реквизиции, конфискации и иных мер, аналогичных по своим последствиям);
15) гарантию от неблагоприятного изменения законодательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в деле об оспаривании постановления и.о. губернатора Самарской области от 9 августа 1999 г. № 219 «О создании особой экономической зоны на территории г. Похвистнево и Похвистневского района Самарской области» указала на необходимость использования двух признаков для квалификации ОЭЗ — определенную в административных границах территорию и особый правовой режим хозяйственной деятельности. Она также отметила, что не имеет существенного значения название этих экономических зон, и подтвердила сходство понятий СЭЗ и ОЭЗ 308 .
308 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 46-Г02-28 // СПС «Кодекс».
От ОЭЗ следует отличать другие используемые в законодательстве понятия. Так, ничего общего, несмотря на похожие наименования, такая зона не имеет с особой исключительной экономической зоной — морским районом, находящимся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающим к нему, с особым правовым режимом, в котором Российская Федерация осуществляет определенные суверенные права, в частности, в целях разведки, разработки, промысла и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов (пункт 1 статьи 1 и пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» 309 ). Лечебно-оздоровительные местности, курорты и их земли, особо охраняемые природные территории, предусмотренные Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 310 и Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» 311 , хотя и представляют собой определенную территорию с особым режимом, но содержание последнего обычно заключается в запрещении или ограничении хозяйственной деятельности с целью охраны данных территорий. В то же время правовой режим в ОЭЗ иной. Он носит льготный характер и направлен на создание условий для стимулирования инвестиционной деятельности.