309 СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273.
310 СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.
311 СЗ РФ. № 12. Ст. 1024.
ОЭЗ многообразны. В юридической и экономической литературе приводятся различные критерии классификации и, как следствие, виды ОЭЗ. В частности, данные зоны предлагается разграничивать 312 :
312 См., например: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 23 — 26; Павлов П.В. Свободные экономические зоны в развитии национальной экономики. Таганрог: ТИУиЭ, 2005. С. 24, 25; Свободные экономические зоны и развитие туризма / М.М. Амирханов, Ю.А. Барзыкин, П.П. Чуваткин и др. Сочи: СГУТиКД, 2006. С. 15.
1) по характеру деятельности и функциональному предназначению:
— торговые;
— промышленно-производственные;
— технико-внедренческие;
— портовые;
— логистические;
— научно-исследовательские;
— туристические;
— финансовые;
— комплексные;
2) по степени интегрирования в мировую и национальную экономику:
— анклавные;
— эксклавные;
3) по способу организации:
— территориальные;
— функциональные;
4) по характеру собственности:
— государственные;
— частные;
— смешанные.
В Российской Федерации в настоящее время существуют четыре вида ОЭЗ: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые ОЭЗ, предусмотренные Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, функционирующие на основании Федерального закона от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области». На территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя действует СЭЗ согласно Федеральному закону от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Могут также создаваться зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и территории опережающего социально-экономического развития согласно Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Кроме того, действует Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
Несмотря на то что все они принимались в различные исторические периоды и отражали существовавшие в те времена взгляды на роль и место ОЭЗ в экономике страны, вышеназванные Федеральные законы преследуют общие цели создания и предусматривают одинаковый механизм взаимодействия лиц, участвующих в реализации инвестиционных проектов. В этой связи представляется крайне необходимым провести работу по упорядочению (систематизации) таких федеральных законов путем объединения содержащихся в них положений в одном законодательном акте с выделением в нем общих и специальных норм, предназначенных для регулирования отдельных видов ОЭЗ.