Национальный режим, так же как и режим наибольшего благоприятствования, всегда имеет ряд исключений. Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» проводит различие между двумя изъятиями в национальном режиме для иностранных инвесторов: ограничительного и стимулирующего характера. При этом изъятия ограничительного характера могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а изъятия стимулирующего характера — в виде льгот для иностранных инвесторов в интересах социально-экономического развития Российской Федерации.
Ряд международных договоров устанавливает (иногда одновременно с национальным режимом и режимом наибольшего благоприятствования) справедливый режим иностранным инвесторам и их капиталовложениям. К примеру, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 4 ноября 1993 г. каждое государство обязуется предоставить на своей территории капиталовложениям, осуществленным инвесторами другой страны — участника Соглашения, справедливый и равноправный режим, который будет не менее благоприятным, чем режим, предоставляемый им капиталовложениям собственных инвесторов или инвесторов любого третьего государства, в зависимости от того, какой из них является более благоприятным. Как видно, в данном случае он определяется через национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.
Применение категории «справедливый режим» можно встретить и в многосторонних международных договорах, в частности, в Договоре к Энергетической хартии 1994 г., Протоколе о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций — приложении № 16 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г., Соглашении АСЕАН о поощрении и защите инвестиций от 15 декабря 1987 г. 378 и др.
378 URL: http://www.asea№sec.org/12812.htm.
В литературе обычно выделяют несколько элементов справедливого режима:
1) обязанность принимающего государства осуществлять защиту иностранных инвесторов;
2) должный процесс, включающий право на правосудие и недопустимость совершения произвольных действий со стороны государства;
3) прозрачность;
4) добросовестность, которая может включать в себя прозрачность и недопустимость совершения произвольных действий;
5) элементы автономной справедливости 379 .
379 Fair a№d Equitable Treatme№t Sta№dard i№ I№ter№atio№al I№vestme№t Law / OECD Worki№g Papers o№ I№ter№atio№al I№vestme№t. 2004. № 3. P. 26.
Примерами нарушения справедливого режима при буквальном толковании могут быть: обманные действия, недобросовестное поведение принимающего государства или его ответные преднамеренные дискриминационные действия, лишение собственности, приводящее к неосновательному обогащению государства, и т.д. 380 .
380 Fair a№d Equitable Treatme№t / U№CTAD Series o№ Issues i№ I№ter№atio№al I№vestme№t Agreeme№ts. №.Y.; Ge№eva, 1999. P. 12.
В деле Medioambie№tales Tecmed, S.A. v. U№ited Mexica№ States (ICSID Case № ARB(AF)/00/2) арбитраж МЦУИС при определении справедливого режима посчитал необходимым исходить из принципа добросовестности (good faith pri№ciple), согласно которому инвестор ожидает от государства совершения, в частности: а) действий, которые не сопровождаются произвольной отменой ранее принятых решений или разрешений; б) действий по правовому урегулированию деятельности инвестора, которые не направлены на лишение собственности без компенсации.