На ограничении права государства предоставлять дипломатическую защиту собственным физическим и юридическим лицам основаны известные в международном праве доктрины Драго и Кальво. Первая из них подразумевает отказ стран, которые экспортируют капитал, от применения силы в обмен на согласие стран, импортирующих капитал, на рассмотрение споров в арбитраже 408 . Вторая предусматривает обязанность принимающего государства предоставить иностранным инвесторам национальный режим, разрешение споров между ними исключительно в соответствии с национальным правом в национальных судах государства, а также запрет на осуществление государством иностранного инвестора своего права на дипломатическую защиту 409 .
408 Private I№vestme№t i№ Lati№ America: Re№egotiati№g the Bargai№ / J.J. Jova, C.E. Smith, T.F. Crigler // Texas I№ter№atio№al Law Jour№al. 1984. Vol. 19. P. 12.
409 См., например: Sauva№t K.P., Ara№da V. The I№ter№atio№al Legal Framework for Tra№s№atio№al Corporatio№s // The Theory of Tra№s№atio№al Corporatio№s / Ed. by A.A. Fatouros. L.; №.Y., 1994. Vol. 20. P. 111; Private I№vestme№t i№ Lati№ America: Re№egotiati№g the Bargai№… P. 12; Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 114 — 117.
Вторая группа инвестиционных споров возникает с участием физических и юридических лиц из гражданских, административных и иных публично-правовых отношений и подлежит разрешению в рамках национальной правовой системы, причем обычно в судебном порядке. Как исключение, защита прав инвесторов в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, как правило, путем подачи жалобы в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу). В частности, это касается:
1) обжалования:
— актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (пункт 1 статьи 138 НК РФ);
— постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными должностными лицами (пункт 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ);
— действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов и заключении договоров по результатам торгов (статья 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);
— действий (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статьи 105 и 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
2) выдачи Банком России предписания о запрете или ограничении проведения профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев в случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»);