В отечественной литературе для обозначения совокупности норм национального права термин «инвестиционное право» встречается гораздо реже, однако и он получает все большее распространение в последние годы (В.В. Гущин, С.П. Мороз, А.А. Овчинников, И.З. Фархутдинов и др.) 8 . Скорее всего, это может быть объяснено консервативным отношением к системе юридических отраслей и отрицанием существования предпринимательского (хозяйственного) права как отрасли права и вторичных (комплексных) отраслей в российской системе права. Вместо термина «инвестиционное право», введение которого в научный оборот всегда требует, по мнению многих ученых, дополнительного обоснования на предмет его признания в качестве самостоятельной отрасли права, довольно часто используется понятие «законодательство», а именно: «инвестиционное законодательство»; «законодательство об иностранных инвестициях» (Н.Г. Доронина, А.В. Майфат, В.Ф. Попондопуло и др.) 9 и т.д.
8 См., например: Мороз С.П. Инвестиционное право Республики Казахстан. Алматы, 2006. С. 509.
9 См., например: Доронина Н.Г. Инвестиционное законодательство и модернизация экономики // Институты гражданского права и модернизация экономики: Материалы V Ежегодных научных чтений памяти проф. С.Н. Братуся / Под ред. Н.Г. Дорониной. М.: Юстицинформ, 2011. С. 150 — 160; Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 35 — 37.
В действующем российском законодательстве термин «инвестиционное законодательство» также не закреплен. Специальные федеральные законы, регулирующие инвестиционные отношения, используют другие понятия: «законодательство Российской Федерации об инвестиционной деятельности»; «законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»; «законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях»; «законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах» (ОЭЗ); «правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации» и др.
Классификатор правовых актов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 10 , в отличие от ранее действовавшего Общеправового классификатора отраслей законодательства, введенного в действие Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171 11 , предусматривает деление актов не по отраслям законодательства, а по сферам деятельности и содержит одновременно несколько самостоятельных разделов, связанных с вопросами инвестиционного права, а именно: 080.140.000 «Инвестиции» в группе 080.000.000 «Финансы»; 090.040.030 «Капитальные вложения. Инвестиции» в группе 090.000.000 «Хозяйственная деятельность»; 100.060.000 «Иностранные инвестиции» в разделе 100.000.000 «Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело». Такая структура, на наш взгляд, не способствует формированию единой стройной системы российского законодательства, построенной, как известно, по отраслевому признаку.
10 СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1260.
11 Там же. 1997. № 1. Ст. 119.
Предметом инвестиционного права выступают инвестиционные отношения — отношения, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности. Они характеризуются многообразием и включают в себя две группы взаимосвязанных между собой отношений:
1) основные (главные) инвестиционные отношения — договорные и иные гражданские отношения между инвесторами и другими субъектами гражданского права, которые опосредуют вложение инвестиций;