Наиболее оптимальным способом совершенствования действующего инвестиционного законодательства Российской Федерации в современных условиях следует считать его систематизацию, которая должна предусматривать принятие новых, качественно обновленных специальных законодательных положений в отдельных сферах инвестиционной деятельности, требующих установления дополнительных мер стимулирующего и ограничительного характера для инвесторов с использованием частно- и публично-правовых средств. В первую очередь это касается гарантий осуществления инвестиционной деятельности, участия публично-правовых образований в инвестиционных отношениях, а также создания и функционирования ОЭЗ. Такая систематизация позволит:
1) создать стройную систему и должное согласование общеотраслевых и специальных нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения инвестиционной деятельности;
2) исключить излишнее дублирование в регулировании одних и тех же инвестиционных отношений разными специальными федеральными законами;
3) последовательно обеспечить предоставление национального режима иностранным инвесторам;
4) освободить инвестиционное законодательство от устаревших и не оправдавших себя норм;
5) осуществить дальнейшую детальную регламентацию инвестиционных отношений в рамках сложившейся системы действующего законодательства и т.д.
§ 4. Обычаи
Необходимым и достаточным признаком правового обычая является, как было отмечено, его санкционирование в качестве нормы права со стороны государства. При этом он сам характеризуется следующими особенностями:
1) сложившийся (устойчивый) характер правила поведения (практики), т.е. он должен быть достаточно определенным в своем содержании, отличаться (выделяться) от иных норм и единообразно применяться на практике;
2) отсутствие его фиксации (закрепления) в законодательстве и международных договорах;
3) широкая его известность в соответствующей области деятельности в течение продолжительного времени, в силу чего стороны знают или должны знать о нем как о сложившемся правиле в соответствующей области деятельности;
4) постоянное его применение разными участниками в какой-либо области деятельности. Другими словами, он должен многократно соблюдаться в аналогичных случаях сторонами гражданского отношения того же вида в соответствующей области деятельности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации под обычаем делового оборота, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т.п.) 133 .
133 пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 1996. 10 авг.