Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2010 г. данное решение было отменено, иск удовлетворен, общество исключено из реестра резидентов ОЭЗ. Суд отметил, что системное толкование статей 1 — 3 рассматриваемого Федерального закона во взаимосвязи с целями последующего льготного осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ предполагает не простое перечисление денежных средств контрагенту на приобретение оборудования, а действительную реализацию инвестиционного проекта в предусмотренной Законом сумме инвестиций и в установленный срок. Исходя из того, что оплаченное по договору от 5 июня 2009 г. № 34 оборудование обществом не было получено и не поставлено на бухгалтерский учет, срок его поставки неоднократно переносился, состав оборудования менялся, никаких действий по получению оборудования общество не предприняло, произведенные обществом в оплату оборудования по данному договору платежи не могут признаваться в качестве капитальных вложений.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа оставил без изменения данное Постановление суда апелляционной инстанции, указав при этом, что сами по себе расходы общества не приводят к развитию производства товаров, заявленных в инвестиционной декларации; в результате действий общества срок реализации инвестиционного проекта фактически был перенесен при отсутствии реальных гарантий получения оборудования.
С выводами суда кассационной инстанции согласился Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Он отметил, что целью создания ОЭЗ в Российской Федерации является развитие высокотехнологичных отраслей экономики, транспортной инфраструктуры, производство новых видов продукции, создание современных конкурентоспособных производств. Предъявляя к инвестиционным проектам резидентов ОЭЗ требования в части условий их реализации, объемов инвестиций в форме капитальных вложений и сроков их осуществления, Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» вместе с тем предоставляет резидентам ОЭЗ определенные льготы и устанавливает особенности исчисления и уплаты налога на прибыль и налога на имущество, стимулируя тем самым активную инвестиционную деятельность резидентов ОЭЗ и реальное осуществление ими проектов. Произведенные обществом расходы по договору от 5 июня 2009 г. № 34 не могут быть признаны инвестициями в смысле, придаваемом понятию «инвестиции в форме капитальных вложений» названным Федеральным законом 144 .
144 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 июля 2011 г. № 560/11
С экономической точки зрения объекты инвестиционной деятельности представляют собой средства производства: основные (земельные участки, здания, машины, оборудование, инструменты и т.д.) и оборотные средства (сырье, материалы, другие аналогичные ценности и т.д.), а также иные активы (нематериальные активы, финансовые вложения и др.). С юридической точки зрения это различные приобретаемые, вновь создаваемые или изменяемые объекты, относящиеся к имуществу. За исключением денежных средств в национальной валюте, это: