Рассматривая дело по существу, арбитраж МЦУИС указал на то, что Центральный банк Парагвая не гарантировал вклад г-ну в финансовом учреждении La Merca№til. Кроме того, гражданин , имея большой опыт предпринимательской деятельности, не мог не осознавать экономическую ситуацию в Республике Парагвай. Решив инвестировать, он тем самым взял риск потери средств на себя. Поэтому арбитраж МЦУИС не согласился с утверждением истца о том, что государство не выполнило своего обязательства по международному договору в части создания благоприятных условий для инвесторов.
16 URL: http://icsid.worldba№k.org.
Принцип баланса (сочетания) интересов государства и инвесторов, к примеру, подразумевает:
— установление возможности пересмотра в одностороннем порядке ранее заключенного между принимающим государством и инвестором инвестиционного договора по инициативе первого, но при условии возмещения убытков (выплаты компенсации) второму;
— ограничение в ряде случаев на законодательном уровне размера возмещения причиненных инвестору убытков (выплаты компенсации) и др.
В деле Kaiser Bauxite Compa№y v. the Gover№me№t of Jamaica (ICSID Case № ARB/74/3) 17 Kaiser Bauxite Compa№y (компания, инкорпорированная в США) и Правительство Ямайки заключили соглашение в 1957 г., содержащее положение «№o further tax», в соответствии с которым правительство Ямайки обязывалось не устанавливать дополнительные платежи и налоги, которые не были закреплены в таком соглашении. В 1969 г. и 1972 г. оно было дополнено положением об юрисдикции МЦУИС в отношении споров между сторонами. Однако в 1974 г. Ямайка приняла закон, вводящий дополнительный налог на добычу бокситов, извлеченных после 1 января 1974 г. В тот же год правительство Ямайки направило уведомление в МЦУИС об исключении из-под юрисдикции МЦУИС споров, связанных с осуществлением инвестиций в сфере природных ресурсов. Тем не менее арбитраж МЦУИС признал свою юрисдикцию и установил, что сделанное уведомление Ямайки не влияет на предыдущие соглашения, заключенные до 1974 г. В противном случае это противоречило бы принципу добросовестности;
17 ICSID Reports. Cambridge, 1993. Vol. 1. P. 296, 297.
3) принцип стабильности условий осуществления инвестиционной деятельности. Действие данного принципа проявляется в использовании различных правовых средств, обеспечивающих такую стабильность — гарантии от неблагоприятного изменения законодательства («дедушкина» оговорка) и внесение изменений и дополнений в инвестиционный договор в связи с изменением законодательства (стабилизационная оговорка);
4) принцип государственной и муниципальной поддержки осуществления инвестиционной деятельности, предусматривающий предоставление инвесторам со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления финансовых, имущественных и иных мер поддержки в целях стимулирования вложения инвестиций и обеспечения тем самым развития национальной экономики;
5) принцип признания права государства на экспроприацию и выплаты компенсации при ее проведении. Согласно данному принципу государство, с одной стороны, наделяется правом на изъятие частной собственности, а с другой стороны, оно может осуществить такое право только в соответствии с установленными требованиями международного и национального права, в частности, на недискриминационной основе и с выплатой компенсации инвестору;