Обратим внимание, что в действующей редакции Земельного кодекса РФ земли ООПТ (ст. 95 ЗК РФ) отдельно рассматриваются (впрочем, так было и в предыдущих редакциях) от земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 96 ЗК РФ).
ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Соответственно они находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме того, дендрологические парки и ботанические сады могут находиться в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования. Законодатель в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в настоящее время называет только виды ООПТ федерального и регионального значения.
К ООПТ федерального значения относятся:
— государственные природные заповедники (являются ООПТ исключительно федерального значения);
— национальные парки (являются ООПТ исключительно федерального значения);
— государственные природные заказники (могут быть федерального или регионального значения);
— памятники природы (могут быть федерального или регионального значения);
— дендрологические парки и ботанические сады (могут быть федерального или регионального значения).
К ООПТ регионального значения относятся:
— природные парки (являются ООПТ исключительно регионального значения);
— государственные природные заказники (могут быть федерального или регионального значения);
— памятники природы (могут быть федерального или регионального значения);
— дендрологические парки и ботанические сады (могут быть федерального или регионального значения).
Обратим внимание, что в ст. 5 ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» устанавливается, что территории традиционного природопользования могут относиться к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения.
Как мы уже отмечали ранее, в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не называются виды ООПТ, которые могут быть отнесены к ООПТ местного значения. Практика создания ОППТ местного значения очень разнообразна в различных субъектах РФ. Хотя из анализа содержания ч. 2 ст. 25 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» вытекает, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения, на самом деле в ряде субъектов официально существуют памятники природы местного значения. В других субъектах стали избегать употребления термина «памятник природы местного значения».
Как показывает анализ регионального и местного законодательства, существуют следующие виды ОППТ местного значения:
— охраняемые береговые линии;
— охраняемые речные системы,
— охраняемые природные ландшафты;
— памятники ландшафтной архитектуры;
— биологические станции;
— микрозаповедники;
— зеленые зоны;
— городские парки и леса;
— заказники;
— охраняемые природные объекты (в том числе объекты садово-паркового искусства, места гнездования птиц, деревья-долгожители, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, холмы, валуны, водопады, родники, истоки рек, озера, скалы, утесы, пещеры, гроты и т.п.) и другие.