природопользования и охраны окружающей среды. Система
методов экономического регулирования в области охраны
окружающей среды
Ни в ФЗ «Об охране окружающей среды», ни в других нормативно-правовых актах не закреплено понятие экономико-правового механизма природопользования и охраны окружающей среды. Следовательно, оно носит доктринальный характер и в его трактовке возможно разнообразие.
Тем не менее можно выделить ряд специфических черт экономико-правового механизма природопользования и охраны окружающей среды:
— это совокупность экономических инструментов (методов экономического регулирования);
— эти инструменты могут носить как принудительный, так и поощрительный характер;
— целью применения данных методов является охрана и рациональное использование природных ресурсов;
— нормативное закрепление методов экономического характера, направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Исходя из вышеизложенного можно дать следующее определение:
экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды — это совокупность закрепленных в нормах права экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит главу IV «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды».
Ныне утратившая силу (с 1 января 2015 г.), входившая в гл. IV, ст. 14 ФЗ «Об охране окружающей среды» называлась «Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды» и содержала перечень соответствующих методов:
— разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
— разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
— разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
— установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
— установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
— проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
— проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
— предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
— возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
— иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Означает ли утрата силы ст. 14 ФЗ «Об охране окружающей среды», что в Российской Федерации не применяются называвшиеся в ней методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды? Полагаем, что нет.