Экологическое законодательство регулирует охрану не воздуха вообще, а только атмосферного воздуха. В ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» дается следующая легальная дефиниция: «атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений«.
Таким образом, воздух, находящийся внутри помещений, а также в баллонах, компрессорах, резервуарах (в том числе в сжиженном состоянии), не является природным компонентом и на него не распространяется законодательство об охране атмосферного воздуха. Воздух, находящийся в помещениях, является их неотъемлемой частью, а воздух, содержащийся в баллонах, установках, компрессорах и резервуарах, может быть самостоятельным объектом права собственности. Отношения, связанные с обращением с такими объектами, регулируются гражданским и иным законодательством.
Обращение с атмосферным воздухом как природным ресурсом обладает некоторыми специфическими чертами:
1. В силу своих физических свойств он не может быть объектом права собственности. Ни физическое, ни юридическое лицо, ни государство не могут обладать целостным комплексом правомочий собственника в отношении атмосферного воздуха, так как он не может быть индивидуализирован.
2. Государство обладает суверенными правами на воздушное пространство над своей территорией и, соответственно, на атмосферный воздух, там находящийся. Статья 1 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ закрепляет положение, что «Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации». При этом под воздушным пространством РФ понимается «воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем».
3. В отличие от других природных ресурсов (например, земли, недр и полезных ископаемых, животного мира, леса, водных объектов) российское законодательство не регулирует использование атмосферного воздуха, а регулирует только его правовую охрану. В преамбуле к ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» четко указывается, что данный Закон устанавливает правовые основы только охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию закрепленных в Конституции Российской Федерации прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Граждане, юридические лица и общественные объединения в соответствии со ст. 29 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» обладают следующими правами в области охраны атмосферного воздуха:
— правом на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;
— правом на участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;
— правом на участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;
— правом на обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.