3. Введение государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ (ст. 13).
4. Установление разрешительного порядка на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (ст. 14).
5. Закрепление требований к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух (ст. ст. 15 — 18).
6. Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников (ст. 21).
7. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников (ст. 22).
8. Мониторинг атмосферного воздуха (ст. 23), т.е. «система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения» (ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
9. Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха (ст. 24).
10. Производственный и общественный контроль за охраной атмосферного воздуха (ст. ст. 25 — 26).
11. Введение платы за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц (ст. 28).
12. Установление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (ст. ст. 31 — 32).
В соответствии со ст. 31 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» лица, виновные в нарушении законодательства в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под «иной» ответственностью подразумевается гражданско-правовая ответственность, о которой идет речь в ст. 32 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а также дисциплинарной и материальной ответственности, наступающей в рамках трудовых правоотношений. Напомним, что особенностью дисциплинарной и материальной ответственности является диспозитивный характер (привлечение к ней в случае правонарушения зависит от воли руководства предприятия или организации) и субъектный состав (только работники предприятия или организации, причинившие при выполнении своих трудовых обязанностей вред окружающей среде).
Наиболее важным видом юридической ответственности в сфере охраны природных ресурсов является гражданско-правовая ответственность. Ее суть заключается в полном возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Уже упоминавшаяся ст. 32 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» четко устанавливает, что «вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме… за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха». Расчет размера компенсационных выплат производится в соответствии с установленными таксами и методиками исчисления размера вреда. Если же таких такс и методик не существует или они по тем или иным причинам неприменимы в конкретном случае, то ущерб компенсируется в полном объеме в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды. Естественно, размер фактических затрат должен быть подтвержден документально.