В ходе реализации экологической функции правоохранительные органы осуществляют взаимодействие с общественными и хозяйственными организациями. Оно осуществляется в различных формах, например, в виде:
— создания общественных советов при ОВД, прокуратуре и других правоохранительных органах как на федеральном, так и на региональном уровнях;
— создания научно-консультативных советов при правоохранительных органах;
— проведения совместных мероприятий (в том числе профилактических) экологического характера с общественными и хозяйственными организациями;
— организации пресс-конференций представителей правоохранительных органов и др.
Важную роль в реализации экологической функции правоохранительных органов играет профилактика правонарушений и преступлений в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Ее цель заключается в предупреждении экологических преступлений и правонарушений, создании условий, в которых снижается вероятности их совершения.
В литературе выделяется три вида профилактических мероприятий: 1) предварительная профилактика (осуществляется до совершения правонарушения); 2) пресекательная профилактика (осуществляется в условиях продолжающегося правонарушения); 3) профилактика по свершившемуся факту 1.
1 Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник. М.: Форум; ИНФРА-М, 2004. С. 159.
Профилактические меры, предпринимаемые в экологической сфере правоохранительными органами, достаточно разнообразны:
— информирование населения через средства массовой информации, информационные щиты и другими способами об экологической ситуации в регионе, мерах по обеспечению личной безопасности (особенно это актуально в зонах стихийных бедствий и техногенных катастроф), статистике экологических правонарушений и преступлений, ответственности за их совершение;
— проведение профилактических рейдов с целью предотвращения правонарушений и преступлений в экологической сфере (например, в случае установления запрета на посещение лесов по причине пожароопасной обстановке; в местах скопления рыбы, идущей на нерест, и др.);
— проведение встреч, различного рода бесед и лекций с различными категориями населения. Целью таких мероприятий является разъяснение требований экологического законодательства и ответственности, наступающей в случаях его несоблюдения. В данном случае основная нагрузка ложится на инспекторов по делам несовершеннолетних и участковых оперуполномоченных, работников природоохранных прокуратур МЧС.
3.2. Природоохранная деятельность органов прокуратуры
и Следственного комитета РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура осуществляет и иные функции, возложенные на нее федеральными законами.
Исходя из анализа ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» можно выделить следующие направления природоохранной деятельности прокуратуры:
— надзор за исполнением нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Надзор осуществляется и за исполнением законов органами внутренних дел и Следственного комитета РФ при расследовании ими экологических преступлений;
— уголовное преследование за совершение экологических преступлений в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Статья 37 УПК РФ наделяет прокурора достаточно широкими полномочиями в сфере уголовного судопроизводства. Основными задачами прокурора в уголовном процессе является осуществление от имени государства уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства, а также надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия;