Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО. УЧЕБНИК — Страница 46 — Ваш юрист

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО. УЧЕБНИК

Глава 5. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

5.1. Понятие, виды и функции управления природопользованием

и охраной окружающей среды

Управление природопользованием и охраной окружающей среды — это совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Основы управления в области охраны окружающей среды регламентируются главой II ФЗ «Об охране окружающей среды». Обратим внимание, что в названном нормативно-правовом акте речь идет только об управлении охраной окружающей среды. Однако, кроме этого, существует еще и управление природопользованием. Как правило, на практике управление охраной окружающей средой и управление природопользованием тесно взаимосвязаны.

Выделяют следующие виды управления природопользованием и охраной окружающей среды:

1. Государственное, в том числе ведомственное (или отраслевое).

2. Муниципальное.

3. Производственное.

4. Общественное.

Важнейшими видами управления природопользованием и охраной окружающей среды являются государственное и муниципальное. О них пойдет речь чуть позже.

Производственное управление осуществляется на предприятиях и является неотъемлемым компонентом управления ими вообще. Особенности производственного экологического управления напрямую обусловливаются профилем и спецификой деятельности самого предприятия. Субъектами управления в данном случае являются руководитель предприятия, специально уполномоченные лица или особые экологические службы.

Особенностью общественного экологического управления является его опосредованный характер. Решения общественных органов не обладают юридической силой и не являются обязательными для субъектов права. Как правило, общественное экологическое управление состоит в участии его субъектов (граждан и представителей различного рода общественных организаций) в общественной экологической экспертизе и в мероприятиях, связанных с проведением общественного экологического контроля.

Как и любая другая целенаправленная деятельность, управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды базируется на определенных принципах, т.е. базовых, основополагающих идеях.

Основные принципы экологического управления:

1. Принцип законности. Он лежит в основе всех отраслей российского права и любого нормативно урегулированного вида деятельности и заключается в неукоснительном соблюдении всеми субъектами экологических отношений требований нормативно-правовых актов.

2. Принцип приоритета охраны окружающей среды. Подразумевает, что в случае конфликта экономических или иных интересов с экологическими приоритет отдается охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

3. Принцип комплексности. Предполагает при принятии управленческих решений в экологической сфере учет совокупности факторов, обусловливающих его принятие и учет последствий экологического, экономического и иного характера.

Функции экологического управления федеральных органов государственной власти (ст. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды»):

— обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

— разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

— разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

— объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

Пожертвование на развитие ресурса