— принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
— принятие и реализация региональных программ в области охраны окружающей среды;
— участие в осуществлении государственного экологического мониторинга;
— осуществление регионального государственного экологического надзора;
— установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
— организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;
— обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
— предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
— ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
— ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
— образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
— участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
— право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.
Кроме того, в соответствии со ст. 5.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» некоторые функции экологического управления, присущие федеральным органам власти, могут передавать органам власти субъектов РФ.
Компетенция органов местного самоуправления в экологической сфере. Органы местного самоуправления наделены достаточно широкими полномочиями в экологической сфере. К ним относятся:
— управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
— управление и распоряжение обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
— введение ограничений на пользование участками недр на территории муниципального образования;
— контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых;
— введение режима особо охраняемых природных территорий местного значения;
— организация сбора, вывоза, утилизации и захоронения отходов.
Данный перечень не является исчерпывающим. Органы местного самоуправления могут обладать и иными полномочиями в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Как правило, они делегируются федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ или закрепляются в нормативных актах органов местного самоуправления.
В ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» законодатель установил некоторые полномочия органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды в зависимости от вида муниципального образования. Так, организация сбора бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов — к вопросам местного значения муниципального района, а организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов — к вопросам местного значения городского округа.