Наряду с государственным экологическим надзором законодательством РФ предусматриваются еще две формы контроля в области охраны окружающей среды, а именно производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) и общественный экологический контроль.
В ч. 1 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляется, что производственный экологический контроль проводится в следующих целях:
— обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды;
— рационального использования и восстановления природных ресурсов;
— соблюдения требований в области охраны окружающей среды.
Программа экологического контроля разрабатывается, утверждается и реализуется хозяйствующими субъектами. В программе должны содержаться следующие сведения (ч. 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды»):
— об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
— инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
— инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
— подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
— собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
— периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Естественно, не все перечисленные выше пункты должны содержаться в программе производственного экологического контроля конкретного предприятия — многое зависит от профиля, специализации, особенностей предприятия и категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Требования к содержанию программы контроля каждого предприятия, срокам предоставления отчетов об организации, документации о результатах производственного экологического контроля определяются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В документах, содержащих сведения о результатах производственного экологического контроля, должна содержаться информация:
— о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
— о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
— об обращении с отходами производства и потребления;
— о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 ФЗ «Об охране окружающей среды» «общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды».
Субъектами общественного экологического контроля являются общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами. Кроме того, в качестве субъектов экологического контроля в области охраны окружающей среды могут выступать граждане.
Оформленные надлежащим образом результаты общественного экологического контроля в случае их представления в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению.