11. Харьков В.Н. Обеспечение права на благоприятную окружающую среду институтами природоресурсного права // Современное право. 2014. № 7. С. 59 — 64.
12. Эрнст В.В. Актуальные изменения в правовом регулировании полномочий органов публичной власти в сфере экологической безопасности // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 12. С. 55 — 58.
Глава 6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
6.1. Экологическая экспертиза
Основным нормативно-правовым актом в области экологической экспертизы является Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — ФЗ «Об экологической экспертизе»). Данный Закон закрепляет понятие и принципы экологической экспертизы, виды экологической экспертизы и особенности их проведения, ответственность за нарушения законодательства об экологической экспертизе.
В соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе» (ст. 1) экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Таким образом, когда речь идет об экологической экспертизе, мы должны четко понимать, что данная процедура проводится в отношении только намечаемой деятельности, а не уже реализуемой, соответственно, происходит проверка не самой деятельности, так как фактически она еще не осуществляется, а документов (проектной документации).
Цель экологической экспертизы в ФЗ «Об экологической экспертизе» не указана, но, исходя из смысла определения, ее можно определить как проверку намечаемой деятельности на соответствие экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Принципы экологической экспертизы закреплены в ст. 3 ФЗ «Об экологической экспертизе»:
— презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
— обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
— комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
— обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
— достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
— независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
— научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
— гласность, участие общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
— ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Рассмотрим принципы экологической экспертизы более подробно.
Первый принцип звучит как презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Его смысл заключается в следующем: любая хозяйственная деятельность является потенциально опасной для окружающей среды и человека и, пока по результатам экологической экспертизы не будет подтверждено, что данная намечаемая хозяйственная или иная деятельность соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, она априори считается опасной.